Логин:     Пароль:
 
19 Марта 2024 г.  5:53
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
24.11.15
 

Сергей Пикус, генеральный директор Иллан-gifts, управляющий партнёр Illan communications

О популярной в последнее время теме импортозамещения редактор портала ADVmarket.ru Андрей Тарутин побеседовал с генеральным директором Иллан-gifts, управляющим партнёром Illan communications Сергеем Пикусом.

- Сергей, в последнее время тема «импортозамещения», как говорится, у всех на устах. Есть ли возможности для импортозамещения в сфере сувенирной продукции?

- Если взять весь рынок рекламы – где в рекламной отрасли может быть импортозамещение, как не в сувенирке? Очевидно, что речь при этом может идти либо о материалах, либо о готовой сувенирной продукции. 

С материалами всё более-менее понятно: в России крайне плохая сырьевая база в части материалов, которые требуют хоть какой-то переработки. Нет ни бумаги, ни огромного ассортимента пластиков, новых синтетических материалов, которые тут не производятся либо их перестали производить.

С точки зрения производства сувенирной продукции: большинство производств, в которые мы обращаемся в России, не гибкие. Они привыкли работать в условиях  неких достаточно крупных давальческих заказов, освоив технологию номенклатуры 20-40 изделий, и работают только в этой номенклатуре. Чуть-чуть заказ смещается – и всё, они не в состоянии его произвести. С другой стороны,  существуют  не очень крупные  компании, у которых есть гибкость в технологиях, но они  пока не в состоянии работать с большим заказами, так как ограничены в ресурсах самого различного вида.

Второй момент, с которым мы столкнулись, – что в условиях санкций и кризиса  существенно сократился ввоз материалов в Россию. Меньше стали ввозить тканей, красок и других расходных материалов. Например, мы вынуждены бумагу заказывать сейчас в Германии. Едет она к нам четыре недели. Потому что нет этой бумаги здесь на складе. Если раньше она была, то сейчас в таких количествах её не заказывают. И существует она на складах в микропорциях. Примерно такая же ситуация с синтетическими материалами для пошива, акрилом определённых параметров, и прочая, и прочая. Стандартные истории этого года.

То, что касается «продуктовых наборов», как я их называю, тут импортозамещение 99%. Это пока единственное направление, в котором всё не так плохо. Однако мы видим картину, которая нас удивляет. В поисках всевозможных деликатесов мы сталкиваемся с тем, что у огромного количества компаний, которые предлагают необходимый  продукт, с точки зрения вкуса, всё вполне прилично, но при этом – упаковка, которая не соответствует заявленному качеству, как по качеству исполнения, так и по дизайну. Часто это продукт регионального производства, для региональных рынков сбыта, где «и так сойдёт». Вакуумная упаковка – и на этом всё заканчивается. Это обратная сторона медали.

Ещё момент, который мы для себя поняли, – это то, что жесточайшим образом нарушены все горизонтальные связи между предприятиями. Очень мало таких кластеров, которые между собой взаимодействуют.

- О чём идёт речь?

- Речь о кооперации – когда в одном месте может быть разработка модели, в другом – производство изделий, в третьем – покупка сырья.

Мы сейчас видим, как всё здорово в легкой промышленности Узбекистана. Если заказ сложный, то, с вероятностью 70-80%, он будет производиться не в одном месте. Закупка сырья, закупка комплектующих, выкраска материала, персонализация и пошив – это всё, зачастую, разные предприятия. Хотя есть и исключения. Но за счёт того, что это конгломерат близко расположенных фабрик, за счёт того, что развиты кооперационные связи, заказ выполняется.

В России мы чётко видим, как это происходит в полиграфии. На сегодняшний день, размещая сложный заказ, можно быть уверенным, что он делается не в одном месте. Нечто подобное происходит и при изготовлении ежедневников. Но когда задача технологически чуть более сложная – сразу сталкиваешься с  неразвитой кооперацией. Казалось бы, например, что сложного в изготовлении форм для флешек? Туда не нужны миллиарды долларов, супертехнологии. Но львиная доля заказов выполняется в Китае. То, что сделано в России, к сожалению, отстаёт по дизайну, по качеству. Особенно когда речь идет о ручных операциях.

- Что нужно делать?

- Полагаю – инвестиции. Пока до этого рынка, видимо, не дошли руки у тех, у кого есть деньги. Хотя есть примеры, когда компании, начавшие в России производство продукции, которую ранее импортировали, достаточно быстро нарастили свои обьёмы до очень впечатляющих. Кроме того, есть множество производственных компаний лёгкой промышленности, которые просто не обращают пристального внимания на наш рынок, работая только с ритейлом, что точно не играет им на руку. Или возьмите пример с производством корпусов флешек и зарядных устройств для мобильных устройств.

Уверен – тот, кто решит технологические проблемы и сможет построить в России гибкое производство, сможет застолбить за собой значительную долю рынка, который имеет колоссальную ёмкость. При этом основные элементы продукта можно просто завозить в Россию. По сути, это принцип крупноузловой сборки.  А пока, вокруг заказов с флешками, и зарядными устройствами, которые импортируют из Китая, – очередь. Десятки компаний, которые занимаются их доставкой. Но нет ни одной компании, которые могла бы организовать производство в России на приемлемом уровне. 

Но радует то, что попытки такие делаются, и возможно, мы скоро увидим вполне удачные примеры. Мы сталкиваемся с тем, что огромное количество технологических операций невозможно выполнить на территории России в рамках наших заказов. То есть «в теории» и в единичном экземпляре что-то существует, а вот с промышленным производством – просто беда.

- Я правильно понял, что гибкость не в том, что они этого вообще не могут, а в том, что они не могут это быстро, в нужные сроки?

- Если поставить задачу «за любые деньги и в любые сроки» – тогда можно сделать. 

Есть отрасли, куда деньги уже пришли. Там есть частные инвестиции, обновляется парк оборудования. Пошив спортивной одежды делается на мировом уровне (ритейл). Заработали производства по изготовлению кожгалантереи. Ежедневники, произведённые в России, уже не уступают по качеству турецким и дешёвым итальянским. Научились делать провода для зарядки мобильных устройств и наушники, вполне достойные по дизайну и качеству. Но это всё технологии, которые не требуют больших вложений. Насколько я понимаю, только изменение отношения государства к бизнесу позволит  ждать прорывов в этой области. А пока – это удел энтузиастов. 

- То, о чём Вы рассказали – это, скорее, препятствия на пути импортозамещения в сфере сувенирной продукции. А каковы предпосылки?

- Мы столкнулись с двумя моментами – административным и экономическим. Административный момент: в этом году ряд корпораций, где есть госучастие, – либо по самостоятельному зову сердца и ума, либо по распоряжению свыше (могу только догадываться) – настаивают на том, чтобы сувенирную продукцию для них производили на территории России.

Второе – это экономическая ситуация. Я убеждён, что большинство промопродукции, которая продаётся на территории России, – это импорт. Большая часть этой продукции ориентирована по цене и качеству как изделия эконом-класса. Это хорошо с точки зрения цены. Но, увы, изделий с качественным дизайном среди этой продукции очень немного. 

Мы решили поэкспериментировать на этом поприще. К сожалению, мы столкнулись с огромным объёмом работ, связанных с инжинирингом, технологической подготовкой к проекту, разработкой технологических карт, отсутствием института генподрядчика в нашей отрасли, и множеством иных организационных и технологических проблем. Возможно мы слишком задрали планку по качеству и предложили использовать материалы, с которыми исполнители ранее не сталкивались.

- Но ведь тот, кто возьмётся делать, все равно хочет попробовать, как это будет, если он с этими материала не работает?

- Да, конечно. Ко мне в руки попал образец упаковки весьма необычной  формы. Функционал и используемые материалы меня настолько заинтересовали, что я попросил коллег выяснить технологию изготовления данного продукта.

Эта коробка побывала на экспертизе в трёх компаниях. Только одна из компаний понимает, как это сделать, но пока не готова заниматься этим. Все остальные в принципе не проявили интереса. Они просто не готовы тратить время даже на изучение вопроса возможности изготовить продукт, так как им очевидно, что его невозможно полностью выполнить на своей производственной  площадке. По-моему, яркий пример нежелания  осваивать новые продукты. Мы ищем сейчас максимально гибкие производства, которые являются экспертами в своей области. Такие люди есть. Как правило, это индивидуальные предприниматели, или очень небольшие компании, которые погружены в свой технологический процесс. Есть люди, которые безумно любят фарфор. Кто-то занимается керамикой, кто-то металлом…

Но при этом у  многих нет сайтов. Или он не показывает и малой толики возможностей компании. 

- Как Вы их ищете? Это ведь получается отдельная работа?

- Если отвечать на вопрос «как» – это «его величество» Интернет и «его высочество» сарафанное радио. И, конечно, социальные сети. Так как творческая группа у нас большая, у всех есть масса друзей, знакомых. Почти все они в нашем дизайнерском бизнесе. Прикладное искусство всегда было сильно развито в России. Поэтому остаётся найти этих товарищей. Посмотреть, какое у кого производство. Кто чем силён. Понять, как быстро смогут сделать заказ. Выйти на их коллег по цеху и т.д. Командировки по России только приветствуются. Ну и, конечно, бог не обидел меня друзьями из самых разных регионов страны, которые занимаются сувенирным бизнесом, и мы всегда «на связи».

- Подводя итог: каковы же, с Вашей точки зрения, перспективы импортозамещения в сувенирной отрасли?

- Глобальные заказы, измеряемые миллионами рублей, – пока не удел этих производств. Но при нынешнем курсе доллара, мы, несомненно, будем двигаться именно в направлении импортозамещения. Есть множество технологий и, соответственно, видов продукции, которые, как мне кажется, могут и должны производиться в России. Надеюсь, мы с Вами скоро увидим этот ренессанс.

Интервью взял: Андрей Тарутин, ADVmarket.ru

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

20.12.17 Откуда берутся хорошие маркетологи?
Елена Ласман, директор по маркетингу и рекламе консорциума «Логика-Теплоэнергомонтаж»: «Если человек не работал в крупной компании – он в принципе не может иметь хорошую квалификацию».
13.12.17 Рынок труда: каких маркетологов не хватает?
Мария Огнева, руководитель отдела маркетинга компании «Первая мебельная фабрика»: «Трудно найти аналитика, который умеет делать и внешний, и внутренний анализ».
13.07.17 Рекламная стратегия: цели компании и понимание потребителей
Дарья Горякина, заместитель генерального директора по коммерции «Лабораторной службы Хеликс»: «Наша реклама давит на три понятия: качество, надёжность, инновации. Это то, как мы себя позиционируем».
12.07.17 Как чувствует себя рекламная полиграфия?
Генеральный директор цифровой фабрики «Быстрый цвет» Кирилл Евдокимов: «Роста рынка нет. Есть какие-то единицы процентов, может быть, десяток процентов».
29.05.17 Дизайн упаковки: что американцам – хорошо, то китайцам - …?
Антон Купцов, директор по маркетингу КО «Любимый край»: «Чем более нехарактерен дизайн упаковки для китайского рынка, тем больше уверенности в том, что продукт действительно приехал из-за границы».
22.05.17 Дизайн упаковки препаратов компании ПОЛИСАН: проект глазами агентства
Владимир Федосеев, генеральный директор коммуникационного агентства :OTVETDESIGN: «Это язык, требующий внедрения. Как любой бренд требует внедрения, так и визуальный язык, являющийся инструментом брендинга».
07.04.17 О новом дизайне упаковки для препаратов компании ПОЛИСАН
Начальник отдела рекламы компании ПОЛИСАН Ольга Данилова: «У наших препаратов появилось своё лицо, уникальное и запоминающееся».
04.04.17 Лучшая реклама колбасы – дегустация!
Коммерческий директор мясокомбината «Северо-Запад» Максим Степанцов: «Сейчас оценка маркетинговых мероприятий по отдельности – это возможность получить неправильные выводы».
03.04.17 Реклама Оптоклуба РЯДЫ: нам есть, что рассказать потребителям
Галина Чайковская, директор по маркетингу Оптоклуба РЯДЫ: «Удивительно, но все исследования подтвердили со стопроцентной точностью, что мы двигаемся в правильном направлении».
28.02.17 Заказная сувенирная продукция: когда хочется чего-нибудь «такого»
Ирина Колосова, менеджер по работе с клиентами компании «Проект 111»: «Если поставщик стабилен и имеет большой опыт разрешения конфликтов, в 99% случаев клиент даже не узнает о неожиданностях с его заказом».
advmarketВсе презентации
НТК Композит
Оборудование для наружной рекламы
Sowa
Рекламные услуги российским и зарубежным компаниям «под ключ»
Каталог
Новые участники - Санкт-Петербурга
Рейтинг@Mail.ru