Логин:     Пароль:
 
25 Апреля 2024 г.  19:20
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
08.09.12
 

5 сентября в Ростове-на-Дону руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) Элькин Г.И. провёл рабочее совещание, посвященное практике применения ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

Среди участников совещания были:

  • Бартеньев В.П., министр экономического развития Ростовской области;
  • Гордиенко А.Н., начальник отдела безопасности движения Федерального дорожного агентства, Москва;
  • Елизаров В.В., начальник 6-го отдела ФГУ «Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения МВД России»;
  • Арутюнян Д.В., начальник Управления наружной рекламой, Ростов-на-Дону;
  • Коренченко К.А., заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области;
  • Кугатов А.Н., старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области;
  • Токарев В.В., заместитель начальника отдела дорожной инспекции Управлении ГИБДД по Ростовской области;
  • Паршиков Д.А., генеральный директор ООО «Резон-Р», Президент Ассоциации рекламных агентств Ростова-на-Дону;
  • Манжелей М.Ю., исполнительный директор Ассоциации операторов наружной рекламы, Санкт-Петербург;
  • Михайлова Е.Н., директор Юридического Департамента группы компаний «Gallery», Москва;
  • Семечкин А.И., региональный директор «Russ Outdoor»;
  • Петрушин А.В., директор Департамента компании «Дизайнмастер», Новосибирск;
  • Михайлов Б.Г., Уральский общественный совет по рекламе, Екатеринбург;
  • Франценюк А.Н., начальник управления «Городской центр рекламы», Липецк;
  • Милехин А.И., директор ООО «Стрит-Медиа», Томск;
  • Мотузка А.Н., директор по связям с городами России, ООО «БигБорд», Москва.

Целью совещания являлось обсуждение проблематики, которая имеет место в связи с применением ГОСТ Р 52044-2003.

Совещание началось с выступления руководителя Ростехрегулирования. Элькина Г.И., который сообщил, что в настоящее время проект Изменений №3 к ГОСТ Р 52044-2003 нуждается в гармонизации с положениями действующего законодательства российской Федерации, а также с положениями международных актов по предмету регулирования.

Элькин Г.И. также отметил, что ГОСТ Р 52044-2003 является нормативным документом, но при этом не является нормативно-правовым актом. Указанный ГОСТ должен применяться добровольно, за исключением случаев, когда обязательность применения указанного документа установлена соответствующими решениями, принятыми с учётом распределения компетенции, органами исполнительной или законодательной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Таким образом, ГОСТ Р 52044-2003 является ориентиром.

Президент Ассоциации рекламных агентств г. Ростова-на-Дону Паршиков Д.А. сообщил, что само законодательство РФ и органы исполнительной и судебной власти РФ по-разному трактуют ГОСТ Р 52044-2003 (например, этот документ: нормативный и ненормативный). Кроме того, Паршиков Д.А. обратил внимание присутствующих на следующие особенности ГОСТ Р 52044-2003:

  • Не содержит отсылочных норм на федеральное законодательство, сам таковым не являясь;
  • В нём не установлены права и ответственность каких-либо сторон, а также вопросы полномочий и контроля;
  • Не содержит и методики проведения замеров, которые, тем не менее, проводятся и используются при принятии решений, в том числе судебными органами;
  • Из текста действующей редакции документа, в связи с вступлением в силу Изменений №2 к ГОСТу, исключена такая его область применения: как безопасность дорожного движения.

Исполнительный директор Ассоциации операторов наружной рекламы г. Санкт-Петербург Манжелей М.Ю. в своём выступлении указал, что в соответствии со ст. 4 федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» законодательство о рекламе состоит из настоящего федерального закона, а также из иных нормативных правовых актов Президента и Правительства. ГОСТ Р 52044-2003, как документ, не имеющий при этом статуса нормативного правового акта, не может являться документом, содержащим именно правовые нормы, и применяться к регулированию отношений по наружной рекламе.

Кроме того, Манжелей М.Ю. обратил внимание участников совещания на следующие особенности ГОСТ Р 52044-2003:

  • Действующая редакция этого ГОСТ не содержит в предмете регулирования указания на то, что целью применения ГОСТ является обеспечение безопасности движения транспорта;
  • ГОСТ Р 52044-2003 не содержит никакого порядка применения его положений, действующее федеральное законодательство не содержит отсылки к применению его положений для отдельных аспектов правового регулирования рынка наружной рекламы.

В то же время федеральное законодательство определяет технический регламент, который в настоящее время не вступил в силу, как основной регулирующий документ, принятие которого, в том числе, предусмотрено Федеральным законом №184-ФЗ.

Начальник управления «Городской центр рекламы» г. Липецка Франценюк А.Н. указала на парадоксальность ситуаций, складывающихся вследствие применения положений ГОСТ Р 52044-2003 исполнительными органами власти.

Например, в случае установки рядом с согласованной рекламной конструкцией знака дорожного движения (что влечёт за собой нарушение ГОСТ Р 52044-2003) законное административное решение о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции становится незаконным. Такая нестабильность рынка приводит к постоянным судебным разбирательствам и убыткам, как для владельцев рекламных конструкций, так и для местных бюджетов, которые недополучают доходы от использования муниципального имущества.

Тема парадоксальности была продолжена в выступлении начальника Управления наружной рекламой г. Ростов-на-Дону Арутюняна Д.В., который отметил, что несмотря на разъяснения руководителя Ростехрегулирования о добровольности внесения ГОСТ Р 52044-2003 в муниципальные нормативные акты, все акты органов местного самоуправления (решения Ростовской-на-Дону городской Думы, постановления Администрации города Ростова-на-Дону) проходят согласование в прокуратуре области. В связи с этим возникает дилемма: или включать ГОСТ Р 52044-2003 в нормативный акт или такой акт не будет согласован прокуратурой и, соответственно, не может быть применён.

Арутюнян Д.В. предложил попросить Элькина Г.И. направить в Генпрокуратуру РФ письмо с разъяснением по правоприменению ГОСТ Р 52044-2003 с последующим доведением такой позиции до нижестоящих прокуратур

Директор Юридического Департамента группы компаний «Gallery» Михайлова Е.Н. сообщила, что практика применения ГОСТ Р 52044-2003 зачастую содержит нарушения антимонопольного законодательства, и, в частности, ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Так, проведя торги на право заключения договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции и заключив по их итогам договор с победителем, органы местного самоуправления могут столкнуться с ситуацией, при которых они не смогут выдать разрешение на установку рекламной конструкции в месте, указанном в таком договоре, поскольку это будет нарушать ГОСТ Р 52044-2003. Такие разнонаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления ст. 15 указанного закона однозначно квалифицирует как нарушающие законодательство о защите конкуренции.

Многие участники совещания высказались за необходимость скорейшего принятия Изменений №3 к ГОСТ Р 52044-2003, а также за необходимость приостановления действия этого ГОСТ до момента исправления сложившейся ситуации.

Элькин Г.И. сообщил, что, с учётом необходимости соблюдения всех необходимых процедур, возникновение подобного документа можно ожидать в период от 3 до 6 месяцев. Руководитель Ростехрегулирования согласился с необходимостью участия представителей отрасли наружной рекламы в работе Технического комитета №278, которому будет поручена работа по рационализации требований действующей редакции ГОСТ Р 52044-2003. Вопрос о приостановлении действия этого ГОСТ, по мнению Элькина Г.И., требует более детальной проработки и может стать предметом отдельного обсуждения на следующих встречах по данной проблематике.

Что касается обращений в Прокуратуру РФ, то руководитель Ростехрегулирования сообщил, что подобные письма туда отправлялись. При этом Элькин Г.И. подчеркнул, что работа по разъяснению положений данного ГОСТ Р 52044-2003 ведётся не только с Генпрокуратурой, но и с другими ведомствами.

В заключительном слове руководитель Ростехрегулирования Элькин Г.И. поблагодарил собравшихся за конструктивные предложения по обсуждавшейся проблематике, указал на то, что Ростехрегулирование не закрытая структура и всегда готова к диалогу в обсуждении проблем. Отметил, что система технического регулирования должна развиваться по системе «New approach», которая наиболее широко используется в аналогичной практике европейских государств и состоит в том, что на законодательном уровне устанавливается только минимально необходимый перечень обязательных правил-стандартов, которые впоследствии могут на добровольной основе использоваться в хозяйственной деятельности в той или иной области.

Андрей Тарутин, ADVmarket.ru

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

25.04.24 Неоднозначная реклама банка: вопросы к шрифту и скрытой информации
В рекламе банка существенные условия вклада были указаны трудным для восприятия шрифтом.
25.04.24 Организация мероприятий в РФ: о событиях придётся уведомлять МВД?
Мера направлена на обеспечение безопасности.
25.04.24 Реклама для мобильного оператора: компания ищет партнёров
Мобильный оператор проводит запрос предложений на разработку и реализацию promo и motiv активностей.
25.04.24 Незаконная реклама в Улан-Удэ: в центре внимания находятся опоры освещения
Горожан попросили не расклеивать рекламу на опорах освещения.
24.04.24 Наружная реклама в РФ: закон о пролонгации договоров вступил в силу
В России вступил в силу закон, предусматривающий возможность пролонгации договоров на размещение рекламных конструкций до 2034 года.
24.04.24 Провайдер находится в поиске партнёра для исследований: что требуют от кандидатов?
Агентства должны поддерживать достоверность и актуальность сведений, поданных в заявке.
24.04.24 Мурманские власти разыскивают владельца незаконной рекламной конструкции
В Мурманске обнаружили незаконную рекламную конструкцию.
24.04.24 Реклама в Южно-Сахалинске: сколько конструкций уберут?
В ближайшее время в городе уберут 50 незаконных рекламных конструкций.
23.04.24 Реклама для бренда одежды: кого ищет компания?
Компания Melon Fashion Group объявила тендер на размещение наружной рекламы в шести городах России.
Каталог
Новые участники - Москвы
Рейтинг@Mail.ru