Логин:     Пароль:
 
19 Марта 2024 г.  14:00
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
09.03.17
 

Накануне 8 марта всегда проявляют свою активность не только те, кто хочет поздравить женщин с праздником, но и те, кто пропагандирует иные взгляды на гендерные стереотипы. Эта активность создаёт рекламистам благоприятные условия для мимикрирования и провокаций.

Бесстыдство – терпеливость души к бесчестию
во имя выгоды.
Платон

Например, женский сайт Леди Mail.Ru создал флешмоб #мненестыдно. Если кто-то в курсе этой акции – подождите набрасываться. И на меня, и на них. Лучше постарайтесь вдуматься. Но не в то, ПРО ЧТО говорят женщины в социальном ролике. Потому что не в этом дело. Нет никакой проблемы в том, что у одной нет детей, другая зарабатывает больше мужа, у третьей нет отношений, а у четвёртой – целлюлит … В смысле – нет никакой общественной проблемы. А считать ли это своей собственной проблемой – каждый решает для себя сам. Кто-то (как эти женщины) не воспринимает это, как проблему, и призывает других относиться к этому так же. Нормально. Во все времена люди давали другим советы, как жить. При этом мерили других людей по себе. Ничего нового.

Речь исключительно о том, ЧТО говорят женщины в рекламном ролике. Они говорят, что ИМ НЕ СТЫДНО. Понятно, что именно эти слова принадлежат не самим героиням ролика, а организаторам акции. Поэтому весь дальнейший разговор – именно об организаторах.



Судя по опубликованным релизам, организаторы проекта призывают бороться с распространёнными в обществе гендерными стереотипами. Для чего? Вероятно, они полагают: если эти стереотипы мешают жить им (и ещё какой-то части женщин), то от этих стереотипов следует освободить всё общество. Иными словами – вместо одной доминирующей точки зрения следует навязать обществу другую. Почему это будет лучше для них – понятно. Почему это будет лучше для общества – непонятно. 

Это – если говорить об идее. А теперь – об исполнении. На мой взгляд, в русском языке словосочетание «мне не стыдно», которое организаторы сделали слоганом акции, имеет «по умолчанию» только отрицательные коннотации. Ибо стыд связан с ощущением социальной неприемлемости какого-либо поступка. Заявляя, что «мне не стыдно», человек говорит о своей готовности совершения и оправдания социально неприемлемых поступков. Представьте себе, что мы имели бы дело с федеральной рекламной кампанией, и из всех медиа на нас «выскакивал» бы слоган «мне не стыдно». Долгосрочные последствия такой кампании могли бы оказаться куда масштабнее, чем даже официально заявляемые цели данной акции.  Ведь известно, что «нагота начинается с лица, а бесстыдство – со слов». В связи с этим подобный слоган представляется неуместным (можно даже сказать – неприличным). 

Очевидно, что достаточно в данной социальной рекламе тезис о стыде заменить на слова «меня не беспокоит», «не вижу ничего страшного», «не считаю проблемой» и т.п., как проблема исчезает. И остаётся просто человек со своей точкой зрения, которую он никому не навязывает. А «мне не стыдно» – это желание своей точкой зрения «ткнуть в глаза» другим людям.

Возможно, авторы этой рекламы, используя слоган «мне не стыдно», планировали таким образом эпатировать публику и спровоцировать её на эмоциональные реакции, чтобы затем использовать их для выгодного им развития дискуссии и организации PR-шлейфа. Может быть. Но напрашиваются такие аналогии: далеко не обо всём, что для какой-то группы людей является нестыдным, следует информировать остальное общество. Общество вправе ограждать себя от подобной информации. Даже если указанная группа людей будет считать, что это общество «плохое» или «неправильное».

А может быть, вообще стоит поставить под сомнение искренность участниц ролика? Ведь это, в конце концов, всего лишь реклама интернет-ресурса. И её авторам всё равно, на чём заработать резонанс в СМИ. Может быть, участницы ролика так не думают, а просто играют роли, написанные рекламистами? Ну что ж, раньше чаще встречались сотрудницы компаний, которые ради привлечения внимания клиентов снимались для корпоративных календарей. Иногда это тоже выглядело как «не стыдно». Так что и с этой точки зрения идея не нова. На этот раз решили воплотить оригинально, не как у других. Но получилось с изъяном. Недодумали.

П.С. Кстати, с начала марта это уже третий сюжет, который заставляет нас задумываться о вторжении (непонятно – осознанном или нет) маркетологов и рекламистов в сферу морально-нравственных ценностей. Вот эти публикации: «Рекламодатели хотят изнасилований?» и «Неожиданный нейминг: нам будут рекламировать «Совесть»?»

Случайность или новый тренд? Напомним, что в предыдущие годы порталу ADVmarket.ru доводилось наблюдать проявление «моды» на различные аспекты рекламы: и стихи классиков русской поэзии, и использование хитов советской эстрады. Может быть, сейчас мы наблюдаем новую моду – на бесстыдство?

Автор: Андрей Тарутин, ADVmarket.ru

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

21.11.19 Туристический бренд России: очередные доработки
Внесение изменений в разработанный ранее бренд страны будет стоить почти 4 млн рублей.
20.04.18 Бренд Иркутска или реклама телеком-оператора?
Создатели бренда искали «иркутскость», а потом предложили горожанам «включиться».
31.07.17 Брендинг Рязани: форма без содержания?
Складывается впечатление, что разработчики сами немного запутались в смыслах, заложенных в разработанный логотип.
10.07.17 Реклама Крыма: в чём дело?
Какую роль играет реклама Крыма в привлечении туристов на полуостров?
16.06.17 Территориальный брендинг: «скромный» логотип Красноярска
В основе территориального бренда Красноярска была заложена идея «центра» России. Логотипом города стала корона.
31.05.17 Реклама через одно место, или Задник для рекламной сцены?
Тема секс-меньшинств продолжает оставаться эффективной декорацией для рекламы как крупных, так и небольших компаний?
22.05.17 Территориальный брендинг: споры вокруг «Родины России»
«Родина России» – в Великом Новгороде, во Владимире или где-нибудь ещё?
05.05.17 Реклама ко Дню Победы: бескультурная традиция?
Некоторые «рекламные традиции», сопровождающие День Победы, нужно рассматривать, как вызов обществу.
28.04.17 Реклама ко Дню Победы: административный аспект
В крупных городах России представители власти озадачились «рекламными» аспектами приближающегося праздника.
19.04.17 Бренд России: ожидания и реальность
Туристический бренд России – наконец-то «полуфинал»?
Каталог
Новые участники - Москвы
Рейтинг@Mail.ru