Логин:     Пароль:
 
17 Августа 2018 г.  20:51
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
07.02.18
 

Талант или навык? Всякому адекватному человеку ясно, что лучшее название для магазина одежды – «Одежда», строительной фирмы – «СМУ» или «Стройтрест», а для кафе-мороженого – «Кафе-мороженое».

Но главное – это понятно и неймеру, если он тоже адекватен и не сформировался эстетически и ментально, гуляючи по томным приморским бульварам в шикарном костюме с золотым отливом. 

К сожалению, никакой возможности назвать съестную лавку магазином «Продукты», овощную – «Овощи-Фрукты», а алкомаркет «Вино» давно уже нет. Все простые и вкусные слова куплены-перекуплены, страждущих толпы, да никто, собственно, и не позволит на законодательном уровне.  

Стремление же к красоте с брюликами – отличительный признак глухой диковатой провинции, столь характерный для разного рода субъектов нашего с вами Отечества.

Кстати, нейминг для них дело далеко не последнее. Бесконечные плазы, паласы, ривьеры как нельзя явственней отражает вкусы состоятельной или стремящейся стать и выглядеть таковой публики. 

Причём срабатывает загадочный механизм: нравится тебе это или нет, но, выходя на определённый уровень потребления, вынужден отказаться от чувства вкуса (если таковое имело место) и подчиниться строгим сословным кич-требованиям.

Или же с достижением всё того же уровня проявляется сокровенное, то, что сидело внутри всегда и боялось выйти? «Райкин Плаза» хрестоматийный тому пример. А ведь казался в советские времена тонким пластичным мальчиком с развитым эстетическим чувством. 

Видимо самоощущение себя, как элиты, развязывает самое непотребное. Если оно, конечно, имеется изначально.     

Но это вечная категория «Сделайте мне красиво». Есть, однако, и несколько других категорий, вполне преходящих. 

1. К счастью, несколько последних лет начинает рассасываться топорная ностальгия по СССР. Почему, к счастью? Потому что слабеет она не по естественной и прискорбной убыли свидетелей того самого СССР, а вследствие явного перебора, бросающейся в глаза неаутентичности и агрессивной безвкусицы как в оформлении самих объектом и товаров, так и в их именовании.

Первое дело – засандалить «СССР» везде, где только можно. Чебуречная СССР, Пельменная СССР, Рюмочная СССР, что там ещё осталось? Или, допустим, «Советские традиции» или чего-нибудь ГОСТ. Мороженое ГОСТ, Пирожное ГОСТ и прочее, причём с непременной визуальной мимикрией под усы тов.Сталина и брови тов.Брежнева. И всё это с качеством, скажем так, от тов.Ельцина. 

Народ у нас долго запрягает, но едет потом быстро. Так, разуверившись в своё время в достоинствах продуктов с иностранными и псевдоиностранными названиями (кто помнит теперь лопоухого упырька Вимм-Билль-Данна или Херши-Сидорова?), потребитель начинает уже потихоньку чураться и «советских» наименований, не без оснований чуя под ними бессовестный антисоветский фальшак.

2. Кстати, точно также, стараниями вороватых эффективных менеджеров, которым в своё время отдалась на откуп строительная отрасль, девальвированы все без исключения СМУ, СУ и Тресты, за которыми давно уже видятся километры недостроя и очереди обманутых дольщиков. 

3. Следующая категория – «Натурель». Это когда без ГМО, прямо с экогрядок, из экокоровников, с заповедных староверческих скитов или прямиком с предгорий Анд где-нибудь у Замбези. Стерлиговщина, одним словом, но без обязательного крестного знамения. Есть такие особые магазины и особые заведения. Когда в меню вес блюда – это именно вес блюда, то есть явно с тарелкой, а количество нулей в ценнике совершенно произвольно.

Недавнее непреднамеренное посещение одного из таких заведений, кстати, в тот вечер почему-то совершенно пустого, сразило гордым наличием в меню таинственного Каширского петуха, стоившего непомерно и наводящего на мысли то ли о петухе гамбургском, то ли даже о коте чеширском.  

Как бы то ни было, нейминг такого рода премиум заведений и лавок вполне  приличен, но, увы, шаблонен и пошловат. Это всегда что-то пасторально-фермерское или же само до глубин души поражённое собственной ясностью, простотой и правдивостью, что-то вроде Простой еды, Честной кухни, Натуральной пищи т.п. 

Из всего вышесказанного можно вывести одно только правило: нет никаких правил. 

Говорят, система Станиславского незаменима для обнесённых большим талантом. С её помощью весьма посредственный актёр сможет не ударить в грязь лицом на каком-нибудь торжественном утреннике, вырулив на твёрдую четвёрку с минусом, а то даже сорвав жидкие аплодисменты. 

Но Актёр-Актёрычу система не нужна. Он и так собирает полные залы. 

С неймингом примерно то же самое. Не получается – смотри, что делают другие, иди в фарватере пока актуальный на данный момент подход-приём окончательно не замылили, пока модно это, а не другое. И держи нос по ветру: потом, когда речка обмелеет, ищи новый фарватер. 

Но можно и по-другому. Не как все. Получается занятно. У непрофессионала, правда, не получится. Талант нужен и навык. Наверное, всё же талант. Или навык. 

Так, к примеру, в подмосковном городе Шатуре периодически открываются сетевые магазины товаров для животных. Хорошие магазины. С большим ассортиментом и почти доступными ценами. Открываются и, просуществовав совсем недолго, закрываются. Потому, что народ ходит в один маленький магазинчик со смешным и запоминающимся названием – «Рогатый заяц». Почему заяц и чего вдруг рогатый? А бес его знает. 

Мимо московского магазина модной женской одежды WUUDUU тоже не проходят. Смотрят сначала на вывеску и видят странное – шестибуквенное слово написано при помощи одного знака, повторенного семь раз – сначала сдвоенное «U», потом два «U», потом «U», повернутое на 270 градусов и еще два «U». Всматриваются и прочитывают «Вуду». Любопытствуют и заходят первый раз. Дальше – вопрос маркетинга – ассортимента, ценовой политики и сервиса.

Так талант или навык?

Михаил Дряшин,
креативный директор PR2B Group

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

21.12.17 Когортный анализ в бизнесе – для увеличения повторных продаж
Инструкция по анализу эффективности бизнеса с помощью когортного анализа.
20.10.17 Плохие и хорошие брифинги, или Почему у вас раньше не получалось?
Брифинг – значимый этап и основа планирования любой рекламной кампании.
19.05.17 6 майских тезисов о креативности в рекламе
Небольшой обзор трендов рекламных коммуникаций по итогам фестиваля «Белый квадрат». Как и о чём говорят ведущие рекламисты мира? И что это может сказать обо всей индустрии?
25.04.17 Что скрывает мода на фокус-группы?
Похоже, что в последние годы фокус-группы стали модным явлением. Каковы последствия этого?
24.04.17 Фокус-группы – красивое название, шаманство или метод исследований?
Почему в сфере маркетинговых исследований фокус-группы постепенно становятся именем нарицательным?
31.01.17 Корпоративные новогодние открытки: маркетинговая акция, вежливость, искренность?
Портал ADVmarket.ru предлагает вашему вниманию обзор корпоративных новогодних открыток.
24.01.17 Рынок труда в сфере маркетинга и рекламы: в чём Москва обгоняет Россию?
По данным HeadHunter, в 2016 году спрос на рекламистов и маркетологов отставал от спроса на специалистов в других сферах деятельности. Но не в Москве.
16.01.17 Рекламная услуга «пресс-релиз с плясками», или SMM-стриптиз?
Публичная демонстрация возможностей SMM-агентств на одном из маркетинговых порталов оставила, мягко говоря, неоднозначные впечатления.
21.12.16 Маркетинговые исследования: при чём тут потребители?
О том, как неспециалисты и «специалисты» влияют на PR-образ сферы маркетинговых исследований.
20.12.16 Маркетинговые исследования: стоит ли «прогибаться»?
Кого затронула «порча» дешёвыми маркетинговыми исследованиями?
Каталог
Новые участники - Москвы
Рейтинг@Mail.ru