|
||
24 Сентября 2023 г. 9:34
|
|
Рекламный рынок России / Статьи: реклама / Статьи: реклама, Санкт-Петербург / Оценка PR-деятельности: система расчета эффективности информационной кампании в СМИ
13.08.12
Как было раньше Какому пиарщику не приходилось время от времени переквалифицироваться в специалиста по мониторингу? А что делать! Необходимо не только ударно работать на ниве формирования и расширения информационного поля своей компании или заказчика, но и регулярно доказывать свою нужность и полезность коллегам, начальству, клиенту. Традиционно проще и нагляднее делать это с помощью результатов мониторинга инфополя, «приправленного» красивыми диаграммами, графиками и табличками, призванными показать эффективность проделанной вами работы:
Ну вот, примерно так было раньше. Оценка шла по нескольким очевидным параметрам, а именно: количеству вышедших публикаций, формату публикаций, формату присутствия компании в материале, распределению по типу источника, динамике выходов за отчетный период. Можно было добавить еще пару-тройку чисто информационных параметров, как, например, рейтинг тем, упоминаемость спикеров и т.д. И выглядело красиво и убедительно. Примерно вот так:
В большинстве компаний мониторинг делается силами внутреннего подразделения – не такое уж это и сложное дело, тем более, если знаешь, куда отправлял комментарии и пресс-релизы и кому давал интервью. Перепечатки легко найти через Google, и совсем необязательно никому рассказывать, что они были размещены на малозначимых источниках. Что такое медиаценность – понимали только специалисты. Начальство и заказчик видели лишь внушительные абсолютные цифры, не понимая, что они на самом деле показывают и как отражают качество проведенной информационной кампании. Использование KPI при оценке PR-деятельности? Возможно! Сейчас многие крупные компании переходят на современные системы и технологии управления бизнесом, где во главе угла стоит экономия и эффективность! Экономия – за счет снижения накладных расходов и обычных текущих финансовых «утечек». Повышение рентабельности – за счет личной ответственности каждого сотрудника за свой участок работы, за счет эффективных методов управления и повышения качества труда. Все большее распространение в связи с этим получила система оценки эффективности по системе KPI (Key Performance Index), суть которой – в количественной оценке деятельности любого подразделения компании по ключевым показателям его работы. Для всех отраслей и видов деятельности эти «индексы» – разные. Но они могут быть применены везде без исключения. Не обошли нововведения стороной и коммуникационный менеджмент, т.е. деятельности PR-специалистов. Всегда считалось, что эффект от деятельности пресс-службы или PR-отдела крайне сложно оценить, тем более выразить это в численных показателях. Тем не менее, KPI применим и к таким понятиям, как «лояльность», «имидж», «репутация», «отношение». И это успешно реализовано одной из крупных строительных компаний, работающих на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области – ЗАО «Ленстройтрест». Именно в «Ленстройтресте» руководством компании была принята стратегия перехода на проектную систему менеджмента, что повлекло за собой ещё одно решение – внедрение системы оценки эффективности работы по KPI. К этой же системе была «привязана» и программа мотивации персонала. Соответственно, при переходе на систему оценки эффективности по KPI, анализа информационной деятельности «старого образца» оказалось уже не достаточно. А руководство всё настойчивее вникало в работу специалистов по коммуникациям, требуя ответы на сложные для каждого пиарщика вопросы: «А 100 публикаций за май месяц – это много или мало?» «Публикаций вроде много, но остается непонятным, кто и сколько людей их прочитали?» «Количество публикаций не показывает, насколько заметное место в них занимает именно наша компания и вообще, в каком контексте о ней там говорится!». «А удалось ли нам решить репутационные проблемы? Улучшить имидж?» и вообще…. «ГДЕ ЭТО ВИДНО И КАК ЭТО ПОСЧИТАТЬ?!» Именно KPI являются теми самыми беспристрастными и объективными численными показателями, которые стирают всю относительность абсолютных цифр. 100 – это много или мало? Хорошо или плохо? Эффективно или не очень? С KPI таких вопросов не возникает. Если ваш руководитель или заказчик знает, что качественные параметры информационной кампании оцениваются по 10-ти балльной шкале, то им легко сориентироваться: «5» – это среднее значение («удовлетворительно»), все, что ниже – не дотягивает до оценки «эффективно», а индексы от «8» до «10» – это показатели отличной работы. Посчитать KPI в PR оказалось сложно, но можно! В силу того, что о применении этой системы оценки эффективности в информационной деятельности почти ничего не написано, пришлось напрягать мозги, привлекать «светлые умы» и адаптировать «индексы» к коммуникациям. В разработке этого инструмента поучаствовали все – экономисты, бизнес-консультанты, специалисты по мониторингу и аналитике, опытные пиарщики. Шли наощупь, адаптируя и корректируя продукт и на этапе его создания и тестирования, и уже по ходу его применения. Основные принципы разработанной нами системы оценки
Прежде чем перейти к описанию разработанного нами инструмента, пару слов о тех принципах, которые были заложены в его создание.
К сожалению, это факт, который признается даже специалистами-разработчиками таких инструментов. И даже если в англоязычном инфополе дело обстоит немного оптимистичнее, то успешные западные автоматизированные инструменты поиска и анализа информации практически неприменимы в русскоязычном информационном пространстве. Поэтому мы учитываем имеющиеся разработки, и даже их применяем, но только как второстепенные инструменты, служащие только дополнением к нашим профессиональным рукам, глазам и мозгам. Анализ собранной информации можно делать по очень многим параметрам (смотря, что вы хотите узнать и вычленить из собранного массива). Мы выделили для себя 25 основных параметров анализа собранных данных, при этом по 10 из них мы высчитываем эти самые пресловутые «индексы» (KPI). ВАЖНО: даже индексы не являются показательными, если они «варятся в собственном соку», т.е. не сравниваются с аналогичными параметрами деятельности конкурентов! Когда происходит сравнение вашей коммуникационной активности с работой конкурентов, бесполезно смотреть на абсолютные количественные показатели (у кого вышло 50 публикаций, а у кого – 150). Объективную картину даст только сравнение по KPI! Как мы работаем с KPI
Переходим к ключевой части нашего рассказа – собственно, к параметрам KPI. KPI для анализа информационного присутствия в СМИ:
KPI для анализа присутствия в SocialMedia:
Еще около 15 параметров не относятся к KPI и характеризуются как информационные, статистические. Например, такой параметр, как рейтинг тем публикаций. Как же считаются KPI? Так как мы внедряли инструмент в деятельность строительной организации, специализирующейся на возведении жилых домов в сегменте массового спроса, мы работали с источниками соответствующей тематики. Шаг 1. Мы создали максимально полную базу источников, в которых публикуются материалы по строительному рынку СПб и Ленинградской области, включая, кроме специализированных, деловые СМИ, источники с массовой аудиторией, отраслевые СМИ смежных направлений (например, посвященные финансам, банкам, ипотеке и пр.). В итоге мы собрали базу приблизительно в 450 релевантных источников, и она продолжает пополняться. Правда, пополнение в основном идет за счет источников средней и низкой медиаценности, т.к. ключевой набор СМИ и SM остается практически неизменным. Шаг 2. Далее все источники были оценены по нескольким ключевым параметрам по 10-ти балльной шкале, где высшая оценка медиаценности – 10. Шаг 3. Помимо оценки источников, «баллы» получили и публикации. Они были проранжированы с точки зрения медиаценности по таким параметрам, как:
Нужно понимать, что, стремясь к максимальной объективности, мы не ограничились в оценке, скажем, тональности, только тремя базовыми категориями «негатив», «нейтрал», «позитив». Мы добавили полутона, и категорий оценки получилось 6. Оригиналы и перепечатки также были разделены на 6 категорий, включая такие, как «значимая перепечатка», «малозначимая перепечатка», «включение в ленту RSS» и др. Форматов публикаций и форматов присутствия мы выделили по 9 соответственно. Такое дробление позволяет достичь максимальной объективности оценок. Мы не претендуем на истину в последней инстанции и не утверждаем, что созданный нами инструмент расчета KPI является эталонным. Более того, мы продолжаем оптимизировать его, упрощать, делать более быстрым и удобным. Применение KPI изменило наше отношение к проделанной работе. Внутренние представления о результатах работы («Как же мы здорово потрудились в этом месяце!») далеко не всегда подтверждаются KPI, и с этой оценкой не поспоришь. Оксана Игнатова, начальник отдела по связям с общественностью ЗАО «Ленстройтрест» |
Телефонная Коммерческая Служба 008 Размещение информации по телефону 008, дублирование на www.008.ru Новые участники - Санкт-Петербурга Рубрика: Наружная реклама Санкт-Петербург Рубрика: Рекламная печать Санкт-Петербург Рубрика: Наружная реклама Санкт-Петербург Рубрика: Наружная реклама Санкт-Петербург Рубрика: Сувенирная реклама Санкт-Петербург Рубрика: BTL агентства Санкт-Петербург Рубрика: Интернет СМИ Санкт-Петербург Рубрика: Наружная реклама Санкт-Петербург Рубрика: Сувенирная реклама Санкт-Петербург |
|