Логин:     Пароль:
 
28 Марта 2024 г.  13:38
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
27.10.15
 

Служба исследований HeadHunter проанализировала рынок труда в сфере маркетинга и PR в Санкт-Петербурге и выяснила, что произошло за минувшие месяцы 2015 года.

Динамика спроса и предложения

В январе-сентябре 2015 года доля вакансий сферы «Маркетинг, реклама, PR» в общем объеме предложения на рынке труда Санкт-Петербурга удерживалась на прежнем уровне по сравнению с таким же периодом 2014 г.

Рис.1. Структура вакансий по специализациям, январь-сентябрь 2015 года, Санкт-Петербург (в % от общего кол-ва вакансий).

Рис.1. Структура вакансий по специализациям, январь-сентябрь 2015 года, Санкт-Петербург (в % от общего кол-ва вакансий). 

После падения числа вакансий для маркетинговых специалистов в конце 2014 года, обусловленного сезонными колебаниями и влиянием кризиса, с апреля по сентябрь 2015 г. количество предложений в этой сфере уверенно росло. Что касается резюме, пик роста наблюдался в феврале 2015 года, после чего прирост соискателей медленно сокращался.

Отметим, что, если с января до начала осени 2014 г. колебания прироста числа вакансий и резюме были более-менее сопоставимы, то с этого времени наблюдается заметное повышение темпов прироста количества резюме на фоне снижения прироста числа вакансий. Это продолжалось до мая нынешнего года, когда прирост вакансий снова стал положительным и перешел к медленному, но устойчивому повышению, а прирост резюме, наоборот, продолжал сокращаться.

Рис.2. Динамика вакансий в сфере «Маркетинг, реклама, PR», 2014-2015 гг., Санкт-Петербург.

Рис.2. Динамика вакансий в сфере «Маркетинг, реклама, PR», 2014-2015 гг., Санкт-Петербург. 

Рис.3. Динамика резюме в сфере «Маркетинг, реклама, PR», 2014-2015 гг., Санкт-Петербург.

Рис.3. Динамика резюме в сфере «Маркетинг, реклама, PR», 2014-2015 гг., Санкт-Петербург. 

В январе-сентябре как этого, так и прошлого года, наибольшую долю предложения на рынке труда в сфере маркетинга занимала специализация «PR, маркетинговые коммуникации» (20% и 19% в указанный период 2015 и 2014 гг. соответственно). За ней следует «Менеджер по работе с клиентами»: в январе-сентябре этого года доля специализации увеличилась до 19% (с 17% в аналогичный периода 2014 г.). Третье место разделили между собой специализации «Продвижение, Специальные мероприятия» и «Интернет-маркетинг» (по 16%). Интересно, что в январе-сентябре прошлого года доля вакансий для специалистов по продвижению была выше и составляла 18% от количества вакансий в сфере маркетинга, а вот доля предложений для интернет-маркетологов была немного ниже – 15%. 

В январе-сентябре 2015 г. по сравнению с 2014 г. заметнее всего сократилась доля вакансий для специалистов в сфере планирования и размещения рекламы, а также соискателей без опыта.

Рис.4. Динамика вакансий по специализациям, 2014-2015 гг., Санкт-Петербург.

Рис.4. Динамика вакансий по специализациям, 2014-2015 гг., Санкт-Петербург. 

Что должны уметь специалисты по маркетингу и PR?

Если в 2010-2011 гг. компании предъявляли «классические» требования к своим PR-специалистам, в основном связанные с работой со СМИ, то уже в 2011-2012 гг. к ним прибавились требования к опыту работы в SMM и интернет-маркетинге. 

В 2013 году произошли качественные изменения: появилась необходимость разработки PR-стратегии и умения рассчитывать её эффективность. В том же году в вакансиях активно упоминается работа с блогерами. 

С 2014 году работодатели начинают ожидать от соискателей умение работать с разными CMS и знание HTML. В 2015 году к вышеперечисленным запросам компаний добавились навыки публичных выступлений и умение эффективно работать в рамках сокращенного бюджета. 

Неизменными требованиями стали: наличие профильного или смежного высшего образования, грамотная устная и письменная речь, самостоятельность и ответственность, умение работать в режиме многозадачности и сжатых сроков.

В 2015 году как в вакансиях, так и резюме чаще всего встречались такие навыки, как владение графическими редакторами (Adobe Photoshop и CorelDraw) и умение проводить переговоры. Анализируя предложение и спрос на профессиональные компетенции, можно рекомендовать соискателям обратить внимание на навыки проектного управления, организации мероприятий, а также на развитие в целом организаторских способностей.

Об опыте и графике работы

В 2015 году в сравнении с 2010 годом выросла доля вакансий для PR-специалистов без опыта. Это можно объяснить кризисными явлениями – желанием сэкономить, нанять необходимого специалиста в пределах урезанного бюджета, или же с тем, что функционал по интернет-маркетингу и SMM стали делегировать вчерашним выпускникам, которые буквально выросли в digital-среде. Несколько увеличилась доля специалистов с опытом 3-6 лет, а вот значительный опыт работы, более 6 лет, стал требоваться реже. Большую часть в структуре вакансий по-прежнему составляют предложения, требующие 1-3 лет опыта, однако их доля тоже сократилась.

Рис.5. Структура вакансий для PR-специалистов по опыту работы, 2010 и 2015 гг., Россия.

Рис.5. Структура вакансий для PR-специалистов по опыту работы, 2010 и 2015 гг., Россия. 

Как и в 2010 году, в нынешнем году среди вакансий доминируют предложения с полной занятостью, но их доля уменьшилась (94% против 97% в 2010 г.). За счёт этого выросла доля предложений с частичной занятостью (5% против 2% в 2010 г.). Проектная работа как в 2010, так и в 2015 году занимает 1% среди вакансий для PR-специалистов.

Подобные изменения произошли и с предлагаемым графиком работы: снизилось число вакансий на полный день (было 96% в 2010 г., стало 91% в 2015 г.), выросло количество предложений с гибким графиком работы (было 3% в 2010 г., стало 6% в 2015 г.) и удалённой работой (было 1% в 2010 г., стало 3% в 2015 г.).

Эти тенденции могут быть связаны и с кризисными настроениями в бизнес-среде, и с возросшим стремлением некоторых специалистов к независимости – удалённой работе и одновременному ведению нескольких проектов.

Сколько зарабатывают в сфере маркетинга и PR?

Средняя заработная плата в Москве традиционно выше петербургской, и сфера «Маркетинг, реклама, PR» не исключение. Согласно аналитике «Банка заработных плат HeadHunter», в 3 квартале 2015 года в Петербурге самыми высокооплачиваемыми в маркетинге стали специалисты по бренд-менеджменту, торговому маркетингу, маркетинговому анализу и PR-менеджеры. В Москве специалисты по связям с общественностью в топ не попадают, а заработная плата для интернет-маркетологов одна из самых высоких – в том время, как в Петербурге они находятся практически на последней позиции.

Рис.6. Средний фиксированный доход специалистов в сфере маркетинга, 3 кв. 2015 года, в Москве и Санкт-Петербурге.

Рис.6. Средний фиксированный доход специалистов в сфере маркетинга, 3 кв. 2015 года, в Москве и Санкт-Петербурге.

Екатерина Скляренко,
руководитель пресс-службы HeadHunter в СЗФО

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

24.07.18 Шесть трендов на рынке труда в сфере маркетинга, рекламы, PR
Аналитики HeadHunter подвели итоги первого полугодия на рынке рабочей силы в сфере маркетинга, рекламы и PR.
17.01.18 Маркетинг, реклама и PR в Санкт-Петербурге: 4 резюме на вакансию
По мнению аналитиков HeadHunter Северо-Запад, дефицит профессиональных кадров с высоким уровнем мотивации и большим потенциалом по-прежнему ощутим.
27.11.17 Деловые мероприятия: подумаем об управлении качеством?
На Форуме малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге было разнообразие – не только тематики и форматов, но и качества мероприятий.
04.07.17 Маркетинг и реклама в Санкт-Петербурге: директоров по-прежнему много
Служба исследований HeadHunter подвела итоги первого полугодия на рынке рабочей силы в сфере маркетинга, рекламы и PR
01.03.17 Реклама в практике HR
Результаты опроса службы исследований HeadHunter, посвящённого практике использования рекламных инструментов для решения задач в сфере HR.
19.01.17 Обзор рынка труда в сфере «Маркетинг, реклама, PR» в Петербурге в 2016 году
Служба исследований HeadHunter Северо-Запад – о тенденциях на рынке труда для маркетологов, рекламистов и пиарщиков.
25.10.16 Социальная реклама: что такое «хорошо» и что такое «плохо»
«Чем больше запретов, тем богаче креатив». Заметки по итогам заседания Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике.
08.07.16 Маркетинг, реклама и PR в Петербурге: что происходит на рынке рабочей силы?
Активность работодателей и соискателей в сфере маркетинга и рекламы повысилась.
31.05.16 Маркетинговые исследования: когда стандартные методики «не работают»
В чём же дело? – спрашивали нас недоумённые клиенты. Где ошибка? Кто виноват? Это же известные исследовательские компании, это же проверенная западная методика!
25.05.16 Портал ADVmarket.ru: мнение читателей
В рамках поздравлений маркетинговой группы ЭКРО с 25-летием часть тёплых слов досталась и команде портала ADVmarket.ru. Приятно, однако.
advmarketВсе презентации
Стрекоза
Разработка, производство и реализация широкого спектра рекламных товаров
Прок Плюс
Наружная реклама: вывески, объемные буквы, световые короба
Каталог
Новые участники - Санкт-Петербурга
Рейтинг@Mail.ru