|
||
23 Сентября 2023 г. 19:42
|
|
Рекламный рынок России / Статьи: реклама / Статьи: реклама, Санкт-Петербург / Информационные вывески: не следует копировать закон о рекламе
29.06.12
Тема государственного регулирования в сфере производства наружной рекламы и информации стала в последнее время одной из наиболее злободневных отраслевых тем, в том числе и для рынка рекламы Санкт-Петербурга. Мне, как руководителю компании-производителя средств наружной информации, в течение многих лет работающей на этом рынке, и как гражданину нашего города, небезразлично, каким образом будут решены задачи по наведению должного порядка в этой сфере.
Планируемое введение централизованного контроля за размещением информационных конcтрукций (вывесок) – прогрессивный и необходимый шаг. В связи с этим хочу предложить вниманию профессиональной аудитории свои соображения по данному вопросу. Полагаю, что широкое обсуждение проблемы будет способствовать её более эффективному решению, что, в конечном счёте, пойдёт на пользу всем участникам рынка производителей. Прежде, чем перейти к рассмотрению вариантов нормативных решений, обсуждаемых в настоящее время, считаю необходимым обратиться к истории вопроса. Работающая система регулирования уже была Если считать, что рынок наружной рекламы существует более 20 лет, то понятно, что и проблема административного регулирования в этой сфере возникла не сегодня. И большую часть этого 20-летнего периода в Санкт-Петербурге существовала система регулирования, основные элементы которой представлены в таблице 1. В то время не было разделения на рекламу и информацию. Причём следует учесть, что количество рекламных конструкций на порядок меньше, чем количество вывесок, а речь в данной статье идет именно о вывесках, передающих информацию «определённому кругу лиц», если оперировать терминами ФЗ-38 «О рекламе» от 13.03.2006 года. Таблица 1: Основные элементы системы административного регулирования размещения информационных вывесок в Санкт-Петербурге в 1994-2006 гг.
ФЗ-38 «О рекламе», вступивший в действие в 2006 году, не распространялся на информационные конструкции, которые оказались как бы вне закона. В результате вся система, которая была выстроена до этого времени – система разрешений, контроля, селекции и т.п. – в одночасье рухнула. От старой системы осталась только функция, которую выполнял и продолжает сейчас выполнять КГА СПб. Функции контроля частично выполняются ГАТИ (в рамках обследования здания в целом), МО, администрациями районов (Закон СПб N3-6 от 07.02.2008) и иными органами, однако в целом контроль не имеет системного характера. На этом фоне ужесточение требований КГА к эстетическим и типологическим параметрам вывесок способствовало стихийному размещению несанкционированных информационных конструкций низкого качества и примитивного типа (короба, растяжки и т.д.). Вот основные последствия таких изменений в административном управлении рынком вывесок:
В результате состояние рынка вывесок в городе можно охарактеризовать как «информационную помойку». Масса примеров, когда информационные конструкции разрушаются, падают, бьют током и т.п. Таким образом, необходимость системного и централизованного административного регулирования размещения информационных вывесок в Санкт-Петербурге давно очевидна. От этого выиграют все – и добросовестные потребители, и добросовестные производители, и администрация города. Но каким образом это сделать? Что предлагают власти В настоящее время для построения системы централизованного административного регулирования размещения информационных вывесок Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации разработано Положение «О выдаче разрешений на установку объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге», где предложен алгоритм, основанный на действующем порядке выдачи тех же Разрешений на наружную рекламу, выдаваемых Комитетом по печати и ГУ «Городская реклама и информация» (ГУ ГРИ). Однако представляется, что единственной причиной такого решения является кажущаяся лёгкость и скорость запуска процесса регулирования. Само же регулирование становится намного сложнее, чем необходимо. Какие подводные камни могут встретиться на этом пути? Представляется, что наибольшую сложность для получения Разрешения на информационную конструкцию будет представлять требование согласования её размещения с собственником здания или земли, на которых она монтируется и вот почему.
Далее. В Постановлении прописано требование соответствия вывески неким техническим нормативным документам, в частности – Техническому регламенту. Но в настоящее время отсутствует техническая нормативная база для производства, установки и эксплуатации вывесок. Значит, по-прежнему остается лазейка для производства некачественных и опасных в эксплуатации вывесок. Получается, что сложность решения этих вопросов, умноженная на необходимость выдачи десятков тысяч Разрешений может привести к коллапсу, в котором пострадают все его участники. Итак, вот основные проблемы, с которыми придётся столкнуться при получении разрешения на установку информационных конструкций в соответствии с проектом Положения «О выдаче разрешений на установку объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге». Что предлагает профессиональное сообщество Сделаем небольшое юридическое отступление. Представляется, что фактическое копирование алгоритма согласования вывесок с порядка согласования рекламы является юридически необязательным. Почему? Да потому, что ФЗ «О РЕКЛАМЕ» в статье 2 четко указывает, что он не распространяется на «вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера». Размещение информационных вывесок схоже с размещением на стенах зданий любых других общеупотребимых конструкций (например, кондиционеров). Следовательно, и алгоритм административного регулирования размещения информационных вывесок должен быть схожим. Размещая на стене здания кондиционер для своего магазина, его владелец будет договариваться с собственником здания на основании:
Для информационных вывесок аналогом допуска к эксплуатации должен стать документ, выдаваемый ГУ ГРИ (он тоже может быть назван «Допуск к эксплуатации»). Основанием для выдачи такого допуска должны стать два документа: согласование с КГА и КГИОП + экспертное заключение по техническим проектам — типовым или идивидуальным. Далее на основании этого допуска владелец того же магазина точно также заключает договор аренды с собственником здания. Для согласования размещения вывесок по техническим параметрам, контроля за размещением вывесок и селекции размещенного парка вывесок необходимо:
При этом соблюдается баланс интересов и зон ответственности:
Таким образом, нет необходимости в документе под названием «Разрешение», выдаваемом ГУ ГРИ, в том числе, на основании согласия собственника здания. Нет необходимости в том, чтобы город становился посредником между изготовителем конструкции и собственником здания. Однако власть возражает против такого решения. Об одной из причин мы уже говорили – обманчивая простота решения вопроса путем копирования алгоритма, предусмотренного для рекламных конструкций. Действительно, таким путём вопрос можно решить довольно быстро. Но это будет формальное решение, все издержки которого лягут на плечи малого бизнеса. Да и на власть тоже – сложно представить, как можно справиться с новым огромным объемом работы, тем более при наличии «подводных камней», о которых говорилось выше. Другая возможная причина – позиция жилкомсервиса. Больше 50% от общего количества зданий в Санкт-Петербурге – это собственность города. Рекламораспространитель должен заключить договор с собственником, от имени которого часто выступают как раз предприятия жилкомсервиса, которые имеют статус доверительного управления, хозяйственного ведения объекта и т.п. Однако те примерные договора, которые у них есть, не выдерживают никакой критики, и такие документы подписывать нельзя. Тогда придётся разматывать весь клубок собственности. Например, есть дом, принадлежащий городу, с тремя частными квартирами. Кто же является собственником? То есть должны собраться представители города, и представители этих трёх квартир, чтобы решить вопрос с вывеской в подвальчике. Отсюда – вопрос о сроках получения согласия собственника, отсюда – затяжка с открытием бизнеса. Кроме того, деятельность жилкомсервиса в вопросах ценообразования, касающихся информационных конструкций, ничем не регламентирована. Для определения стоимости аренды помещений есть нормы КУГИ, а норм на стоимость аренды стен под вывески нет. Наконец, принятие Положения в нынешнем виде приведёт к тому, что огромное количество вывесок в одночасье станут незаконными из-за неурегулированности вопросов собственности по зданиям, на которых они размещены. В свою очередь, это спровоцирует большой поток обращений в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, с которым Комитет, скорее всего, не справится. Крайними окажутся владельцы малых предприятий. На мой взгляд, представленные выше предложения позволят избежать такого развития событий. Да, их реализация займёт несколько больше времени, чем утверждение Положения. Однако за это время ситуация с административным регулированием размещения информационных конструкций не сможет ухудшиться по сравнению с тем состоянием, в котором она находится последние 6 лет. Сергей Черныш, генеральный директор рекламной группы «РеКол» |
Новые участники - Санкт-Петербурга Рубрика: Наружная реклама Санкт-Петербург Рубрика: Рекламная печать Санкт-Петербург Рубрика: Наружная реклама Санкт-Петербург Рубрика: Наружная реклама Санкт-Петербург Рубрика: Сувенирная реклама Санкт-Петербург Рубрика: BTL агентства Санкт-Петербург Рубрика: Интернет СМИ Санкт-Петербург Рубрика: Наружная реклама Санкт-Петербург Рубрика: Сувенирная реклама Санкт-Петербург |
|