Логин:     Пароль:
 
24 Ноября 2017 г.  4:45
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
29.06.12
 

Сергей Черныш, генеральный директор рекламной группы «РеКол», анализирует проблемы административного регулирования рынка информационных конструкций в Санкт-Петербурге.

Тема государственного регулирования в сфере производства наружной рекламы и информации стала в последнее время одной из наиболее злободневных отраслевых тем, в том числе и для рынка рекламы Санкт-Петербурга. Мне, как руководителю компании-производителя средств наружной информации, в течение многих лет работающей на этом рынке, и как гражданину нашего города, небезразлично, каким образом будут решены задачи по наведению должного порядка в этой сфере.

Планируемое введение централизованного контроля за размещением информационных конcтрукций (вывесок) – прогрессивный и необходимый шаг.
Добропорядочные производители в своей массе приветствуют и поддерживают его.

В связи с этим хочу предложить вниманию профессиональной аудитории свои соображения по данному вопросу. Полагаю, что широкое обсуждение проблемы будет способствовать её более эффективному решению, что, в конечном счёте, пойдёт на пользу всем участникам рынка производителей.

Прежде, чем перейти к рассмотрению вариантов нормативных решений, обсуждаемых в настоящее время, считаю необходимым обратиться к истории вопроса.

Работающая система регулирования уже была

Если считать, что рынок наружной рекламы существует более 20 лет, то понятно, что и проблема административного регулирования в этой сфере возникла не сегодня. И большую часть этого 20-летнего периода в Санкт-Петербурге существовала система регулирования, основные элементы которой представлены в таблице 1. В то время не было разделения на рекламу и информацию. Причём следует учесть, что количество рекламных конструкций на порядок меньше, чем количество вывесок, а речь в данной статье идет именно о вывесках, передающих информацию «определённому кругу лиц», если оперировать терминами ФЗ-38 «О рекламе» от 13.03.2006 года.

Таблица 1: Основные элементы системы административного регулирования размещения информационных вывесок в Санкт-Петербурге в 1994-2006 гг.

  Функции Орган Метод
1 Согласование размещения вывесок по эстетическим и типологическим параметрам УЭГС КГА, КГиОП Выдача официального документа (АПЗ)
2 Согласование размещения вывесок по техническим параметрам Межведомственная комиссия при ГЦРР Выдача официального документа (паспорта вывески)
3 Контроль за размещением вывесок ГАТИ Административная ответственность
Контроль за размещением вывесок ГЦРР Экономический
4 Селекция размещенного парка вывесок ГЦРР Демонтаж
Утилизация

ФЗ-38 «О рекламе», вступивший в действие в 2006 году, не распространялся на информационные конструкции, которые оказались как бы вне закона. В результате вся система, которая была выстроена до этого времени – система разрешений, контроля, селекции и т.п. – в одночасье рухнула. От старой системы осталась только функция, которую выполнял и продолжает сейчас выполнять КГА СПб. Функции контроля частично выполняются ГАТИ (в рамках обследования здания в целом), МО, администрациями районов (Закон СПб N3-6 от 07.02.2008) и иными органами, однако в целом контроль не имеет системного характера. На этом фоне ужесточение требований КГА к эстетическим и типологическим параметрам вывесок способствовало стихийному размещению несанкционированных информационных конструкций низкого качества и примитивного типа (короба, растяжки и т.д.).

Вот основные последствия таких изменений в административном управлении рынком вывесок:

  • Участники рынка разделились на две группы: одна группа компаний по инерции соблюдала правила, которые фактически уже не действовали, другая группа компаний перестала соблюдать эти правила;
  • Доля санкционированно размещенных вывесок в историческом центре Санкт-Петербурга и вдоль основных магистралей – 50-70% , далее – снижение по периферийным районам до 10-15% (оценка моя);
  • Возникли определённые финансовые потери для бюджета города, в том числе от штрафов, которые были очень значительными, до нескольких сотен тысяч рублей;
  • Рынок производителей получил недобросовестную конкуренцию из-за снижения цен и стал просто выживать. При этом снижение цен произошло не из-за сокращения сверхприбылей, а из-за, мягко говоря, технически некорректных предложений почувствовавших свободу производителей.

В результате состояние рынка вывесок в городе можно охарактеризовать как «информационную помойку». Масса примеров, когда информационные конструкции разрушаются, падают, бьют током и т.п. Таким образом, необходимость системного и централизованного административного регулирования размещения информационных вывесок в Санкт-Петербурге давно очевидна. От этого выиграют все – и добросовестные потребители, и добросовестные производители, и администрация города. Но каким образом это сделать?

Что предлагают власти

В настоящее время для построения системы централизованного административного регулирования размещения информационных вывесок Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации разработано Положение «О выдаче разрешений на установку объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге», где предложен алгоритм, основанный на действующем порядке выдачи тех же Разрешений на наружную рекламу, выдаваемых Комитетом по печати и ГУ «Городская реклама и информация» (ГУ ГРИ).

Однако представляется, что единственной причиной такого решения является кажущаяся лёгкость и скорость запуска процесса регулирования. Само же регулирование становится намного сложнее, чем необходимо.

Какие подводные камни могут встретиться на этом пути?

Представляется, что наибольшую сложность для получения Разрешения на информационную конструкцию будет представлять требование согласования её размещения с собственником здания или земли, на которых она монтируется и вот почему.

  1. Получение согласия собственника – зачастую долгий и сложный процесс. Если владельцам вывесок не будет предоставлен достаточный срок для их «легализации», то подавляющее большинство владельцев вывесок мгновенно станут нарушителями. Даже те, кто имеет на вывеску разрешение КГА СПб в виде т.н. Листов согласований (новое название АПЗ).
  2. Представим себе, что небольшое кафе с бюджетной вывеской наряду с парой десятков арендаторов по N-му адресу  будет вынуждено эти согласования получать.  А по силам ли это им? И представим, что на крыше этого же здания размещена одна рекламная установка, приносящая постоянный доход своему владельцу, чем оправдывает усилия по получению того же согласования.
  3. Бывает, что получить согласие на размещение вывески не у кого. Для примера возьмём только что построенный торговый центр, который уже функционирует, но объектом недвижимости ещё не является. Другой очевидный типовой случай – жилой дом, где есть и частные, и муниципальные квартиры. Попробуем собрать ради бюджетной вывески общее собрание жильцов!

Далее. В Постановлении прописано требование соответствия вывески неким техническим нормативным документам, в частности – Техническому регламенту. Но в настоящее время отсутствует техническая нормативная база для производства, установки и эксплуатации вывесок.  Значит, по-прежнему остается лазейка для производства некачественных и опасных в эксплуатации вывесок.

Получается, что сложность решения этих вопросов, умноженная на необходимость выдачи десятков тысяч Разрешений может привести к коллапсу, в котором пострадают все его участники.

Итак, вот основные проблемы, с которыми придётся столкнуться при получении разрешения на установку информационных конструкций в соответствии с проектом Положения «О выдаче разрешений на установку объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге».

Что предлагает профессиональное сообщество

Сделаем небольшое юридическое отступление. Представляется, что фактическое копирование алгоритма согласования вывесок с порядка согласования рекламы является юридически необязательным. Почему? Да потому, что ФЗ «О РЕКЛАМЕ» в статье 2 четко указывает, что он не распространяется на «вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера».

Размещение информационных вывесок схоже с размещением на стенах зданий любых других общеупотребимых конструкций (например, кондиционеров). Следовательно, и алгоритм административного регулирования размещения информационных вывесок должен быть схожим. Размещая на стене здания кондиционер для своего магазина, его владелец будет договариваться с собственником здания на основании:

  • Согласования размещения кондиционера с КГА (фактически – «эстетический» допуск к эксплуатации);
  • Сертификата соответствия, технического паспорта на кондиционер и инструкции по монтажу (т.е. документов, подтверждающих соответствие необходимым техническим требованиям, фактически – технический допуск к эксплуатации);
  • Договора аренды, заключенного с собственником здания (т.е. документа, подтверждающего согласие собственника и отсутствие нарушений права собственности).

Для информационных вывесок аналогом допуска к эксплуатации должен стать документ, выдаваемый ГУ ГРИ (он тоже может быть назван «Допуск к эксплуатации»). Основанием для выдачи такого допуска должны стать два документа: согласование с КГА и КГИОП + экспертное заключение по техническим проектам — типовым или идивидуальным. Далее на основании этого допуска владелец того же магазина точно также заключает договор аренды с собственником здания.

Для согласования размещения вывесок по техническим параметрам, контроля за размещением вывесок и селекции размещенного парка вывесок необходимо:

  • создать орган и механизм технического регулирования для информационных установок (проектирование, экспертизы, надзор, санкции);
  • реализовать на практике положения Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29 марта 2005 г. N399 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга от 15.05.2003 N 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" (с изменениями от 14 ноября 2006 г., 16 марта 2007 г. и т.д.);
  • реализовать на практике положения ст. 18-20 закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 13 июля 2011 года) N273-70 (как правопреемника Закона N239-29);
  • законодательно реализовать временную правомочность контроля со стороны ГУ ГРИ при наличии существующего в настоящее время документа — Листа согласований, выдаваемого КГА СПб.

При этом соблюдается баланс интересов и зон ответственности:

  • Санкт-Петербург, в лице органов исполнительной власти, – контролирует эстетику, внешний вид  (тип, размер, цвет, форму, материалы и т.д.) и техническое состояние вывески. Имеет право воздействия (штрафы за ненадлежащее содержание, демонтаж и т.д.) на владельца вывески и на собственника здания;
  • Собственник здания – контролирует условия размещения этой вывески владельцем вывески;
  • Владелец вывески – контролирует техническое и эстетическое состояние вывески, соблюдение правовых норм относительно Санкт-Петербурга и самостоятельно регулирует свои отношения с собственником здания.

Таким образом, нет необходимости в документе под названием «Разрешение», выдаваемом ГУ ГРИ, в том числе, на основании согласия собственника здания. Нет необходимости в том,  чтобы город становился посредником между изготовителем конструкции и собственником здания.

Однако власть возражает против такого решения. Об одной из причин мы уже говорили – обманчивая простота решения вопроса путем копирования алгоритма, предусмотренного для рекламных конструкций. Действительно, таким путём вопрос можно решить довольно быстро. Но это будет формальное решение, все издержки которого лягут на плечи малого бизнеса. Да и на власть тоже – сложно представить, как можно справиться с новым огромным объемом работы, тем более при наличии «подводных камней», о которых говорилось выше.

Другая возможная причина – позиция жилкомсервиса. Больше 50% от общего количества зданий в Санкт-Петербурге – это собственность города. Рекламораспространитель должен заключить договор с собственником, от имени которого часто выступают как раз предприятия жилкомсервиса, которые имеют статус доверительного управления, хозяйственного ведения объекта и т.п. Однако те примерные договора, которые у них есть, не выдерживают никакой критики, и такие документы подписывать нельзя.

Тогда придётся разматывать весь клубок собственности. Например, есть дом, принадлежащий городу, с тремя частными квартирами. Кто же является собственником? То есть должны собраться представители города, и представители этих трёх квартир, чтобы решить вопрос с вывеской в подвальчике. Отсюда – вопрос о сроках получения согласия собственника, отсюда – затяжка с открытием бизнеса.

Кроме того, деятельность жилкомсервиса в вопросах ценообразования, касающихся информационных конструкций, ничем не регламентирована. Для определения стоимости аренды помещений есть нормы КУГИ, а норм на стоимость аренды стен под вывески нет.

Наконец, принятие Положения в нынешнем виде приведёт к тому, что огромное количество вывесок в одночасье станут незаконными из-за неурегулированности вопросов собственности по зданиям, на которых они размещены. В свою очередь, это спровоцирует большой поток обращений в Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, с которым Комитет, скорее всего, не справится. Крайними окажутся владельцы малых предприятий.

На мой взгляд, представленные выше предложения позволят избежать такого развития событий. Да, их реализация займёт несколько больше времени, чем утверждение Положения. Однако за это время ситуация с административным регулированием размещения информационных конструкций не сможет ухудшиться по сравнению с тем состоянием, в котором она находится последние 6 лет.

Сергей Черныш, генеральный директор рекламной группы «РеКол»

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

04.07.17 Маркетинг и реклама в Санкт-Петербурге: директоров по-прежнему много
Служба исследований HeadHunter подвела итоги первого полугодия на рынке рабочей силы в сфере маркетинга, рекламы и PR
01.03.17 Реклама в практике HR
Результаты опроса службы исследований HeadHunter, посвящённого практике использования рекламных инструментов для решения задач в сфере HR.
19.01.17 Обзор рынка труда в сфере «Маркетинг, реклама, PR» в Петербурге в 2016 году
Служба исследований HeadHunter Северо-Запад – о тенденциях на рынке труда для маркетологов, рекламистов и пиарщиков.
25.10.16 Социальная реклама: что такое «хорошо» и что такое «плохо»
«Чем больше запретов, тем богаче креатив». Заметки по итогам заседания Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике.
08.07.16 Маркетинг, реклама и PR в Петербурге: что происходит на рынке рабочей силы?
Активность работодателей и соискателей в сфере маркетинга и рекламы повысилась.
31.05.16 Маркетинговые исследования: когда стандартные методики «не работают»
В чём же дело? – спрашивали нас недоумённые клиенты. Где ошибка? Кто виноват? Это же известные исследовательские компании, это же проверенная западная методика!
25.05.16 Портал ADVmarket.ru: мнение читателей
В рамках поздравлений маркетинговой группы ЭКРО с 25-летием часть тёплых слов досталась и команде портала ADVmarket.ru. Приятно, однако.
05.04.16 О тендерах и качестве маркетинговых исследований
Иногда за деньги заказчика соперничают качество маркетинговых исследований и бренд исследовательской компании. И бренд может победить.
09.03.16 Исследования методом фокус-групп: мужчины и женщины
О чём приходится помнить и заказчикам, и исследователям при планировании маркетинговых исследований методом фокус-групп
02.02.16 Маркетинг, реклама и PR в Петербурге: подводим итоги рынка рабочей силы в 2015 году
По данным компании HeadHunter, к концу 2015 года количество вакансий в сфере «Маркетинг, реклама и PR» резко увеличилось.
advmarketВсе презентации
СатисЪ
Офсетная печать, флексопечать, цифровая печать, оперативная UV-печать
Маркетинговая группа ЭКРО
Мониторинг СМИ, тестирование потребителей, рекламы, логотипов, упаковки
Каталог
Новые участники - Санкт-Петербурга
Рейтинг@Mail.ru