Логин:     Пароль:
 
19 Марта 2024 г.  12:52
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
30.04.15
 

Осталось десять дней до празднования 70-летия Великой Победы. Уже вовсю размещается социальная реклама, посвящённая этому знаменательному событию. Очевидно, что руководство каждого региона России решает вопрос о дизайне праздничной наружной рекламой по-своему. Портал ADVmarket.ru решил пристальнее присмотреться к рекомендациям, разработанным для праздничного оформления Московской области.

Сразу оговоримся: во всей документации, с которой нам удалось ознакомиться, и в комментариях, которые нам удалось получить, подчёркивается рекомендательный характер предложений по оформлению. Однако вопросы, которые у нас возникли по этим предложениям, сохраняются вне зависимости от того, какие варианты макетов социальной рекламы будут размещены. Поэтому дальнейший рассказ мы будем строить так, как будто размещаются именно предложенные макеты.

Итак, основой для разработки социальной рекламы ко Дню Победы является документ под названием «Концепция и элементная база праздничного, тематического и праздничного светового оформления территорий муниципальных образования Московской области в 2014-2015 гг.» (есть в распоряжении редакции ADVmarket.ru). Документ был разработан во исполнение постановления правительства Московской области №363/16 от 21.05.2014 – таким образом, нынешний День Победы стал первым, когда в социальной рекламе будут использованы разработанные рекомендации.

Нам представляется, что при разработке такой социальной рекламы у дизайнеров объективно меньше простора для полёта фантазии. Это во-первых. А во-вторых, очень высоки требования к некоторым изображениям, которые за последние 50 лет празднования Дня Победы уже стали каноническими. Ну, и, само собой разумеется, что внимание к «обычным» дизайнерским «ляпам» может оказаться более пристальным, чем в любой коммерческой рекламе. Тем более, что прецеденты, и именно в Московской области, уже случились. Вот с этими критериями мы и подошли к рассмотрению предложенных макетов для социальной рекламы.

Проблемы дизайна

Все предложенные макеты можно разделить на несколько тематических групп, которые мы условно назвали «Ордена», «Памятники», «Ветераны», «Фотографии», «Память».

Наиболее удачной, на наш взгляд, получилась группа макетов «Фотографии». У нас нет вопросов к дизайнерам. Хотя рекомендация «вовлечь в процесс создания плакатов жителей Московской области» с целью использовать в макетах фронтовые фотографии представляется благожелательной но слабореализуемой: фотоснимки времён войны, которые хорошо бы смотрелись на плакатах, известны и сделаны профессиональными фотографами. Случайные фотоснимки, хранящиеся в семьях, вряд ли будут пригодны (с точки зрения выразительности композиции) для размещения на праздничных плакатах.

Другое дело – группа макетов «Ветераны». На уровне районов было бы очень хорошим решением сделать хорошие фотографии ветеранов и разместить такие плакаты в местах их проживания. Любопытно, сколько таких плакатов будет сделано? По дизайну макетов этой группы также нет замечаний.

Замечания начинаются с макетов «Память». Общий вопрос к данной группе макетов связан с цветовым решением слогана «Память о подвиге в каждой семье!». Непонятно, чем вызвана необходимость выделения каждой из трёх строк слогана отдельным цветом. Кроме того, похоже, что дизайнерам не удалось найти приемлемого образа для этой группы макетов. Идея с медалями и солдатской книжкой неплоха – но небрежно выполненная композиция дискредитирует идею. Другой вариант (с фотографией) фактически пересекается с идеей группы макетов «Фотографии». Кроме того, в данной группе макетов начинается пресловутая «игра со шрифтами» (обратите внимание на различные виды шрифты – с засечками и без засечек – надписи «С днём великой победы!»), причина которой непонятна, поскольку слоган на обоих макетах набран шрифтом одного вида.

Здесь стоит также заметить, что наиболее подходящие шрифты использованы в группе макетов «Фотографии». Чем обусловлено использование шрифта с наклонов в группе макетов «Памятники»? Возможно, таким образом дизайнеры хотели придать надписям некую динамику. И, если бы по этим макетам не было других вопросов, то такое допущение было бы вполне уместным. Однако впечатление от горизонтальных вариантов макетов этой группы заставляет забыть о шрифтах. Неужели авторы посчитали приемлемым использовать вертикально-ориентированные памятники в горизонтальных композициях? Причём, чтобы они смотрелись крупнее, ничтоже сумняшеся, просто «обрезать» то, что им показалось лишним? Очевидно, что эти памятники органичны только при вертикальной компоновке макета (например, для сити-формата). Зачем же включать в концепцию горизонтальные варианты? Чтобы кто-то мог воспользоваться подобной «рекомендацией специалистов»?

Отдельный вопрос по этой группе макетов связан с выбором памятников: два – с мемориального комплекса на Мамаевом кургане и один – из Трептов-парка (Берлин). Представляется, что выразительность монументов и их энергетика слишком сильны для социальной рекламы, посвящённой празднику. Не исключено, что дизайнеры в процессе работы над макетами также это почувствовали, вследствие чего постарались немного «размыть» резкие черты памятников с помощью подложек в форме звезды. На наш взгляд, это решение не помогло преодолеть указанную выше проблему. Возможно, стоило либо рассмотреть иные варианты памятников, либо вообще не создавать подобную группу макетов.

Но наибольшее количество вопросов у нас возникло к группе макетов «Ордена». Казалось бы, что тут может быть особенного? Плакаты для социальной рекламы решены в привычной для данного праздника форме «открыток». Но, похоже, что именно в привычности и таилась главная опасность для дизайнеров.

Сложилось впечатление, что этой группе макетов было уделено меньше всего внимания. Почему мы так думаем? Например, потому, что шрифтовое решение надписи сохранено таким же, каким оно было принято для концепции праздничного оформления всех праздников. Но ведь очевидно: рукописный, немного вензельный шрифт, который хорош для Нового года (ассоциируется с морозными узорами), и приемлем для 8 марта, мало подходит для некоторых других праздников. Например, для социальной рекламы, посвящённой Рождеству, данный шрифт не используется. То есть в случае с Рождеством дизайнеры смогли сообразить и заменить «основной концептуальный» вариант шрифта на более приличествующий данному празднику. Не используется «основной» шрифт и в макетах для социальной рекламы к 23 февраля. Почему же этого не было сделано для макетов группы «Ордена»? Тем более, что, как мы отмечали выше, в группе макетов «Фотографии» использован шрифт, вполне подходящий для Дня Победы. Получается, что недодумали?

Зато похоже, что слишком много думали над изображением георгиевской ленты. Так и представляется напряжённая мысль дизайнера: что бы такое из неё сделать, чего раньше не делали? И сделали. Наверное, хотели изобразить языки пламени. Спорная идея. Потому что в результате получилась скомканная лента (и её слишком много для «канонического», то есть привычного изображения), к тому же со странными и грубыми светотенями.

Затем – сами изображения орденов. Они очень различны по качеству – от странно нарисованного ордена Отечественной войны (странно хотя бы из-за разноцветности надписи на ордене) до жёстких бликов на ордене Красной Звезды и металлической фактуре у ордена Славы. Подумалось, что и здесь решили не напрягаться: вместо качественной фотосъёмки использовали то, что нашли в интернете.

Наконец, текст надписи… Нам кажется, что здесь тоже решили быть оригинальными. «Подвиг во имя Счастья»… Какого «счастья»? Почему именно «счастья»? Почему «Счастья» с большой буквы? Чем не подошли канонические слова «во имя жизни»?

Резюме: получилось «много, мутно и в разные стороны». Отсюда возникает вопрос: как ставилась задача и чья фантазия была реализована таким образом?

Кто и почему это сделал: в поисках авторов и в ожидании пояснений

Оказалось, что получить ответы на наши вопросы очень непросто. Первый уровень сложности – определить компанию, которая занималась разработкой дизайна этих макетов. В концепции указано, что она разработана Управлением по информационной политике Московской области и «авторским коллективом в составе: ООО «ВСКонсалт», ООО «Эдлайн проект», ООО «Интерпроект» и ООО «Технотест». Кто же из них?

Второй уровень сложности: в Управлении по информационной политике нам не смогли сказать, какая именно компания занималась дизайном макетов ко Дню Победы. И мы занялись поисками. Начали с наиболее, как нам показалось, близкого к рекламе варианта – компании «Эдлайн проект». Оказалось – не они. Но здесь нам дали контакты генерального директора ООО «ВСКонсалт» Светланы Васильевны Хомеча, как главного человека по разработке концепции, и посоветовали обратиться к ней. В свою очередь, Светлана Васильевна сообщила нам, что дизайном макетов ко Дню Победы занималось ООО «Интерпроект». Примечание: в результате дополнительного поиска в Интернете мы также узнали, что Светлана Васильевна до середины сентября 2011 года занимала должность заместителя руководителя Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы и начальника Управления праздничного оформления.

Третий уровень сложности начался при поиске контактов ООО «Интерпроект». Яндекс упорно предлагал нам компанию, занимавшуюся недвижимостью. Пришлось вернуться к Светлане Васильевне, и она помогла нам ещё раз: дала контакты генерального директора ООО «Интерпроект» Бадаевой Светланы Игоревны. Наконец, Светлана Игоревна согласилась переадресовать наши вопросы дизайнерам, которые занимались разработкой макетов.

С тех пор прошло три недели. За это время ответов мы не получили, а все наши попытки связаться со Светланой Игоревной оказались безуспешными. Жаль, потому что мы надеялись на профессиональные пояснения специалистов в области рекламы и дизайна. Однако пока эти специалисты, создавшие макеты ко Дню Победы, остаются для нас «бойцами невидимого фронта».

Примечание: Светлана Васильевна Хомеча не раз обратила наше внимание на то, что все эти разработки носят исключительно рекомендательный характер и необязательны к применению. Но тогда получается, что правительство Московской области потратило деньги на оплату труда дизайнеров, результаты которого могут и не понадобиться? Любопытно оценить «по факту», насколько будут использованы эти рекомендации. И прозвучит ли в ходе «разбора полётов» по скандалу в Ивантеевке фраза: «Мы же вам дали рекомендации…».


Дизайн макетов для наружной социальной рекламы к празднованию Дня Победы в Московской области.
Группа макетов «Фотографии»


Дизайн макетов для наружной социальной рекламы к празднованию Дня Победы в Московской области.
Группа макетов «Ветераны»


Дизайн макетов для наружной социальной рекламы к празднованию Дня Победы в Московской области.
Группа макетов «Память»


Дизайн макетов для наружной социальной рекламы к празднованию Дня Победы в Московской области.
Группа макетов «Памятники»


Дизайн макетов для наружной социальной рекламы к празднованию Дня Победы в Московской области.
Группа макетов «Ордена»

Автор: Андрей Тарутин, ADVmarket.ru

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

07.06.17 Нейминг: смешение – или только кажется?
Могут ли в одной сфере деятельности работать компании с почти одинаковыми названиями? Оказалось, что ответ не очевиден.
12.04.17 Когда сходство с чужим товарным знаком допустимо?
Сходство с чужим товарным знаком может быть ненаказуемо.
13.02.17 Регистрация товарных знаков: стоит ли рисковать?
Сколько заявок нужно подавать в Роспатент при регистрации товарного знака и почему?
07.02.17 Расходы на маркетинговые исследования: чем подтвердить?
Заказывая маркетинговые исследования, нужен не только здравый смысл, но и разумная осмотрительность – в части последующей налоговой отчётности.
20.01.17 Как регистрация логотипа влияет на учёт рекламных расходов
О регистрации прав на товарный знак и о том, может ли он привлекать внимание, если аналогичное название используют другие компании
11.01.17 Что общего и где грань между рекламой и офертой?
Как не нарушить требования закона «О рекламе» и в то же время избежать оферты – если, конечно, вы хотите её избежать.
09.01.17 Чужие товарные знаки «подешевеют»?
Нарушение прав на товарные знаки в некоторых случаях может обойтись дешевле, чем раньше.
22.12.16 Логотип Крыма: что же главное?
Похоже, что оригинальность логотипа Крыма в основном сосредоточена в многоцветной букве «Я». Мог ли быть на её месте любой другой знак?
20.12.16 Новогодние подарки: реклама или нет?
Как следует учитывать расходы на новогодние подарки, которые передаются не во время официальных мероприятий?
02.11.16 Язык рекламы: грани проблемы
Всегда ли песец в рекламе – это полярная лисица с короткими ногами, длинным пушистым хвостом и белой или серовато-дымчатой окраской?
Каталог
Новые участники - Москвы
Рейтинг@Mail.ru