Логин:     Пароль:
 
22 Мая 2017 г.  18:33
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
13.02.17
 

Знание особенностей регистрации, а также критериев использования/неиспользования товарных знаков поможет компаниям принять правильное решение.

Часто «правильными» называют решения, в которых баланс между выгодой и риском соблюдён так, как это представляется оптимальным в конкретной ситуации. Как это может выглядеть применительно к проблеме регистрации товарных знаков?

Когда компания начинает свою деятельность, используя незарегистрированный товарный знак, риск заключается в его незащищённости, а выгода – в отсутствии затрат на регистрацию. В дальнейшем, на определённом этапе своего развития, компания решает зарегистрировать товарный знак, – причём нередко к этому моменту она уже использует в деловом обороте несколько вариантов данного товарного знака. И тут снова может возникнуть вопрос: как лучше поступить? Зарегистрировать все варианты товарного знака? Но это гораздо дороже, поскольку на каждый вариант нужно подавать отдельную заявку. Зарегистрировать только один цветной вариант, либо вообще ограничиться чёрно-белым?

Рассмотрим эту ситуации с позиции рисков, связанных с утратой прав на товарный знак, а также с возможностью регистрации другой компанией сходного товарного знака.

И то, и другое может произойти в случае, если один из используемых компанией вариантов товарных знаков не защищён, то есть не зарегистрирован. Поэтому начать следует с того, что понимать под вариантами товарных знаков. 

Так, если товарных знак содержит и графический, и текстовый элемент, но в деловом обороте компания использует их не только совместно, но и по отдельности, то всего она использует три товарных знака. Столь категоричное утверждение не означает, что это всегда так – но сделано для привлечения внимания к тому, что это может быть и так: в случае судебных разбирательств такие решения не исключены. Другим критерием «размножения» товарных знаков компании может стать их различная цветовая гамма, при сохранении начертания. Третьим – использование в текстовых элементах и кириллицы, и латиницы. Понятно, что в результате всех вполне очевидных комбинаций даже некрупная компания может использовать около десяти вариантов товарного знака. Повторим ещё раз: судебная практика по данному вопросу неоднозначна, а потому нельзя быть уверенным, что эти варианты в любом случае будут признаны одним товарным знаком.

Теперь обратимся к тому, когда может возникнуть досрочное прекращение правовой охраны товарных знаков. В статье 1486 Гражданского кодекса сказано, что это может произойти вследствие неиспользования товарного знака. Там же указано, что использованием товарного знака является «…использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку». Очевидно, что для рассматриваемого нами вопроса существенной является формулировка «использование … с изменением отдельных элементов».

Бытует мнение, что понятия «товарный знак с изменениями отдельных его элементов, не меняющими существа товарного знака» и «обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком», являются синонимами. Однако следует обратить внимание на то, что ни в законодательстве, ни в судебной практике нельзя найти однозначного подтверждения этому. Напомним, что, согласно Правилам Роспатента, сходство с другим обозначением до степени смешения определяется через ассоциацию с этим обозначением в целом, несмотря на отдельные отличия. При этом для определения сходства используется большое количество критериев: для словесных товарных знаков это – звуковое сходство, семантика, графическое исполнение, для изобразительных знаков – внешняя форма, симметрия, вид и характер изображения, цветовое сочетание и др. Следует также иметь ввиду, что указанные признаки могут учитываться как в сочетаниях, так и каждый в отдельности. И любой из них может иметь решающее значение.

Например – цвет. В отношении данного признака тоже есть стереотип: дескать, объём охраны у товарного знака в чёрно-белом исполнении больше. А потому, мол, не обязательно подавать заявку на цветное исполнение товарного знака, если цвет не имеет решающего значения. Однако стоит помнить, что в случае возникновения споров решать «имеет – не имеет значения» будет уже не заявитель, а суд и экспертиза. Так вот, позиция экспертизы в отношении «расширенного» объёма охраны у чёрно-белого знака непостоянна. Точно такая же ситуация – с остальными характеристиками товарного знака. При регистрации товарного знака в чёрно-белом исполнении правовая охрана предоставляется ему именно в чёрно-белом варианте. А использование модификации зарегистрированного товарного знака не служит однозначным доказательством использования этого знака.

Таким образом, возвращаясь к вопросу, поставленному в начале, можно полагать: если компания не готова потратить средства на регистрацию всех используемых вариантов товарного знака, то регистрировать следует тот, который чаще используется. Либо тот, утрата которого может причинить наибольший ущерб компании. 

Автор: Андрей Тарутин, ADVmarket.ru

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

12.04.17 Когда сходство с чужим товарным знаком допустимо?
Сходство с чужим товарным знаком может быть ненаказуемо.
07.02.17 Расходы на маркетинговые исследования: чем подтвердить?
Заказывая маркетинговые исследования, нужен не только здравый смысл, но и разумная осмотрительность – в части последующей налоговой отчётности.
20.01.17 Как регистрация логотипа влияет на учёт рекламных расходов
О регистрации прав на товарный знак и о том, может ли он привлекать внимание, если аналогичное название используют другие компании
11.01.17 Что общего и где грань между рекламой и офертой?
Как не нарушить требования закона «О рекламе» и в то же время избежать оферты – если, конечно, вы хотите её избежать.
09.01.17 Чужие товарные знаки «подешевеют»?
Нарушение прав на товарные знаки в некоторых случаях может обойтись дешевле, чем раньше.
22.12.16 Логотип Крыма: что же главное?
Похоже, что оригинальность логотипа Крыма в основном сосредоточена в многоцветной букве «Я». Мог ли быть на её месте любой другой знак?
20.12.16 Новогодние подарки: реклама или нет?
Как следует учитывать расходы на новогодние подарки, которые передаются не во время официальных мероприятий?
02.11.16 Язык рекламы: грани проблемы
Всегда ли песец в рекламе – это полярная лисица с короткими ногами, длинным пушистым хвостом и белой или серовато-дымчатой окраской?
22.09.16 Законы и реклама: не стоит увлекаться
Верховный суд решил, что мнение специалистов ФАС не всегда имеет значение.
12.09.16 Нарушение в рекламе: утверждения и подтверждения
Оказывается, «высокая оценка лечебных свойств» – это всего лишь факт приобретения. Так авторы объяснили рекламу аппарата «АЛМАГ-1».
Каталог
Новые участники - Москвы
Рейтинг@Mail.ru