Логин:     Пароль:
 
29 Марта 2024 г.  11:13
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
СПРАВКА
Законодательные акты
Органы гос. управления
Методические материалы
Консультации
09.03.16
 

Исследования методом фокус-групп Маркетинговая группа ЭКРО в год своего 25-летия продолжает публикацию поучительных историй, связанных с различными направлениями деятельности компании (см. Маркетинговые исследования: заказчики бывают правы). 

Сегодня мы расскажем о нюансах, которые могут возникать при планировании состава участников фокус-групп.

Специалистам хорошо известно, что при планировании маркетинговых исследований есть правила, нарушение которых приводит к ухудшению качества получаемой информации. Такой «соблазн» может возникнуть в случае недостаточности бюджета у заказчика, а также при стремлении выиграть тендер, предложив заказчику более дешёвое решение. 

Однако нельзя забывать, что суть любого исследования – это получение информации, которая неизвестна до его проведения. Маркетинговое исследование не является исключением. Поэтому хорошо спланированное маркетинговое исследование должно предусматривать возможность внесения корректировок – в зависимости от получаемой по ходу исследования информации. А информация бывает и из разряда «где и не ждали».

В 2002 году исследовательская группа «ЭКРО» проводила исследование для компании ТНК. Напомним, что это было ещё до слияния ТНК с компанией ВР (British Petroleum), и до поглощения ВР корпорацией «Роснефть». Компания ТНК к тому времени хорошо себя зарекомендовала на рынке розничной торговли бензином: её заправки были представлены по всему Северо-Западу России, и руководство компании решило выйти на рынок моторных масел со своей собственной маркой. 

Именно за помощью в продвижении и позиционировании на этом рынке компания ТНК и обратилась в компанию ЭКРО. В частности, их интересовал вопрос, как автолюбители выбирают марку моторного масла. Представитель ТНК в Петербурге сказал мне во время переговоров: «Объясните мне, пожалуйста: как человек, приходя в магазин и видя целые полки с моторным маслом, решает, какое масло ему следует купить? Если вы скажете, что они умеют определять качество масла по его виду, я просто уволюсь. Этого не может быть».

Проводить исследование решено было методом фокус-групп. Все исследователи знают, что основным достоинством данного метода является так называемая групповая динамика. Групповая динамика – это такой вид взаимодействия в малой группе, когда люди, из незнакомых и неинтересных друг другу персонажей, превращаются в людей, вовлечённых в общий процесс обсуждения, объединённых одной целью, эмоционально переживающих за результат обсуждения. Именно групповая динамика позволяет выявить мнения, которые, возможно, не рефлексировались участниками до начала обсуждения, увидеть стереотипы мнений и поведений, получить информацию, которая в обычных условиях не вербализируется потребителями. Именно групповая динамика отличает фокус-группы от интервью – потому что в ходе групповой дискуссии возникают вопросы, которые вам никогда не пришло бы в голову задать респондентам, и звучат ответы, которые они никогда бы не произнесли в интервью.

Вся литература о методе фокус-групп, начиная с первой книги Мертона «Фокусированное групповое интервью» (1946), посвящена тому, как организовать и провести группы так, чтобы групповая динамика, во-первых, возникла, а, во-вторых, была успешной. Успешная групповая динамика – это когда люди чувствуют себя комфортно, спокойно, активно и заинтересовано. Важным фактором, влияющим на этот процесс, является состав фокус-групп. Поэтому есть несколько правил, которые всегда следует соблюдать. Например, не объединять в одной группе людей с большой разницей в возрасте – у них слишком разный опыт, разные источники информации и даже лексика. 

Первоначально в теории фокус-групп существовало правило, что в одной группе не должны собираться вместе мужчины и женщины, так как это мешает респондентам быть искренними. Со временем это требование смягчилось, и запрет стал относиться только к темам, связанным с отношениями между полами, а также к обсуждению интимных вопросов. Поэтому, как правило, в маркетинговых исследованиях, особенно, когда речь идет об изучении потребителей гендерно-нейтральных товаров, пол респондентов не имеет значения. Кроме этого, объединение мужчин и женщин в одну группу позволяет оптимизировать бюджет и время выполнения проекта.  

Планируя дизайн исследования автолюбителей по поводу их мотивации выбора марки моторного масла, я исходила из того, что в одну группу не следует объединять владельцев новых и старых машин, а также владельцев дешёвых отечественных и дорогих импортных машин – чтобы ни у кого не возникало ни чувства превосходства, ни чувства депривации. Гендер автолюбителей, как мне казалось, не должен влиять на ход дискуссии. Оказалось, что это была ошибка.

Уже с первых минут обсуждения мужчины стали очень экспрессивно реагировать на высказывания женщин о том, как они обслуживают свой автомобиль. Какое-то время мне, как модератору, удавалось удерживать разговор в дозволенных рамках: не позволять оценочных высказываний в личный адрес участников, предоставлять мужчинам и женщинам равную возможность в аргументации своих поступков, соблюдать очерёдность выступлений. Но через полчаса разговора один из мужчин встал, и со словами «я не могу больше слушать этот бред» вышел из помещения. А всего-то и произошло: женщина, владелица подержанной иномарки, на вопрос, где она покупает моторное масло, сказала, что когда-то инструктор, который учил её водить машину, объяснил ей, что ни при каких обстоятельствах нельзя менять марку масла в машине. Какое масло один раз залили, такое и продолжаем использовать всегда. Так случилось, что предыдущий владелец её машины залил масло, которое продавалось только в Финляндии, поэтому она теперь ездит за моторным маслом в Финляндию. 

Однако, если после демонстративного ухода мужчины мне ещё удалось как-то вернуть ситуацию в рабочее состояние, то окончательно судьба фокус-группы была решена после рассказа другой участницы о том, как она вызвала СПАС, потому что у неё кончился омыватель в машине (погода была такая, что без омывателя ездить было нельзя, а она не знала ни где он продается, ни куда его надо заливать). А муж, который в то время отдыхал за границей, почему-то не захотел ей это объяснять по телефону. 

После этой истории я сделала для себя два вывода. Один вывод – методологический, я повторяю его на всех лекциях о фокус-группах. Он заключается в том, что при обсуждении тем, которые традиционно относятся к компетенции мужчин, нельзя объединять в одной группе мужчин и женщин. Даже несмотря на то, что многие водители-мужчины плохо разбираются в автомобилях, и, возможно, тоже не знают, что и куда надо лить.

Второй вывод был содержательным, и его я включила в отчёт для компании ТНК. В вопросах, связанных с обслуживанием автомобилей, женщины не склоны тратить время на то, чтобы либо самостоятельно разобраться во всех деталях, либо узнать несколько компетентных мнений, и выбрать оптимальное. Они ограничиваются случайными советами, причём относятся к ним очень не критично: верят сразу и навсегда. Поэтому не стоит тратить усилия на то, чтобы специально для женщин разрабатывать и распространять какие-то объяснения и рекомендации о моторном масле. Проще действовать через автоинструкторов, автомехаников, сотрудников СПАС и т.д. 

В заключении хочу сказать, что сотрудничество исследовательской группы ЭКРО с компанией ТНК было очень успешным. Мы сделали несколько проектов, пока не произошло слияние ТНК с ВР. 

Автор: Юлия Зеликова,
кандидат социологических наук

Пришлите свою новость  Подписаться на новости

24.07.18 Шесть трендов на рынке труда в сфере маркетинга, рекламы, PR
Аналитики HeadHunter подвели итоги первого полугодия на рынке рабочей силы в сфере маркетинга, рекламы и PR.
17.01.18 Маркетинг, реклама и PR в Санкт-Петербурге: 4 резюме на вакансию
По мнению аналитиков HeadHunter Северо-Запад, дефицит профессиональных кадров с высоким уровнем мотивации и большим потенциалом по-прежнему ощутим.
27.11.17 Деловые мероприятия: подумаем об управлении качеством?
На Форуме малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге было разнообразие – не только тематики и форматов, но и качества мероприятий.
04.07.17 Маркетинг и реклама в Санкт-Петербурге: директоров по-прежнему много
Служба исследований HeadHunter подвела итоги первого полугодия на рынке рабочей силы в сфере маркетинга, рекламы и PR
01.03.17 Реклама в практике HR
Результаты опроса службы исследований HeadHunter, посвящённого практике использования рекламных инструментов для решения задач в сфере HR.
19.01.17 Обзор рынка труда в сфере «Маркетинг, реклама, PR» в Петербурге в 2016 году
Служба исследований HeadHunter Северо-Запад – о тенденциях на рынке труда для маркетологов, рекламистов и пиарщиков.
25.10.16 Социальная реклама: что такое «хорошо» и что такое «плохо»
«Чем больше запретов, тем богаче креатив». Заметки по итогам заседания Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике.
08.07.16 Маркетинг, реклама и PR в Петербурге: что происходит на рынке рабочей силы?
Активность работодателей и соискателей в сфере маркетинга и рекламы повысилась.
31.05.16 Маркетинговые исследования: когда стандартные методики «не работают»
В чём же дело? – спрашивали нас недоумённые клиенты. Где ошибка? Кто виноват? Это же известные исследовательские компании, это же проверенная западная методика!
25.05.16 Портал ADVmarket.ru: мнение читателей
В рамках поздравлений маркетинговой группы ЭКРО с 25-летием часть тёплых слов досталась и команде портала ADVmarket.ru. Приятно, однако.
advmarketВсе презентации
Телефонная Коммерческая Служба 008
Размещение информации по телефону 008, дублирование на www.008.ru
Аверс-Транзит
Размещение рекламы на внутренних и внешних поверхностях автотранспорта
Каталог
Новые участники - Санкт-Петербурга
Рейтинг@Mail.ru