Новый сезон футбольный клуб «Зенит» начал с обновлённым логотипом. О том, как он создавался, редактору портала ADVmarket.ru Андрею Тарутину рассказала заместитель генерального директора по связям с общественностью ФК «Зенит» Жанна Дембо.
- Жанна, чем была вызвана необходимость изменения логотипа «Зенита»?
- Причин несколько: спортивные успехи клуба на отечественной и европейской аренах, развитие бизнеса и желание коммерциализировать бренд, значительное увеличение аудитории и расширение географии влияния бренда.
Мир меняется, и футбол перестаёт быть локальным развлечением. Европейские клубы уже давно признали, что основные составляющие их стоимости и генераторы доходов – аудитория и география популярности. «Зенит» в 2011 году провёл масштабное исследование, которое показало, что у клуба 12,5 миллионов болельщиков по всей России. Это – серьёзный аргумент, требующий иного подхода к работе с аудиторией. Оставаясь по-прежнему «клубом из Петербурга», «Зенит» всё больше становится общероссийским явлением, глобальным брендом. К тому же последнее обновление визуальных элементов клуба происходило в 90-е годы. За это время клуб успел значительно измениться, так же, как изменился Санкт-Петербург и страна, в которой мы живём. Мы ходим в другие кинотеатры, кафе, изменились стандарты жизни. И визуальный язык тоже меняется. Выросло поколение людей, которое не знает, как можно жить без интернета и мобильных телефонов. И не так много отраслей, которые до сих пор живут по стандартам и законам 90-х. Российская Премьер Лига – одна из них. Только сейчас, потихоньку, меняется подход к футболу с точки зрения развития бизнеса и, соответственно, клубы начинают задумываться над такими «мелочами», как визуальный язык, эмблема и т.д. В нашем случае разработка новой бренд-платформы и графики также была связана и с тем, что в 2014 году планировалась сдача нового стадиона на Крестовском острове. Многие европейские клубы использовали такой значимый повод, как смена домашней арены, для обновления своих коммуникаций и стандартов работы с аудиторией. Нам удалось завершить работу в срок, а переезд на новую арену, к сожалению, пока отложился.
Прежние логотипы ФК «Зенит» в разные периоды существования клуба.
- Кем была инициирована смена логотипа?
- Решение родилось внутри клуба. Была сформирована рабочая группа из представителей разных клубных подразделений: спортивного, коммерческого, маркетингового, пиар-блока. Методологически работа строилась следующим образом: был проведён тендер, в котором приняли участие пять ведущих международных брендинговых компаний. Все они готовили предложения и проводили очные презентации для бренд-группы. По результатам оценки коммерческих предложений и презентаций рабочая группа голосованием выбрала британское агентство Wolff Olins, с которым мы и начали работу. Проект реализовывался в несколько этапов: исследование и аудит, разработка бренд-платформы, разработка визуализации. На стадии исследования представителями агентства были проведены серии интервью с экспертами: спортсменами, тренерами, ветеранами, болельщиками, журналистами, владельцами клуба и клубным менеджментом, представителями спонсоров. Задачей исследования было, с одной стороны, понять и сформулировать основные ценности бренда и ожидания целевых аудиторий, с другой стороны – провести визуальный аудит текущей версии эмблемы клуба. Полученные результаты легли в основу дальнейшей работы. Стрелка «Зенита» – уникальный знак, всегда устремлённый вперёд, нацеленный и острый, это нерв, сердце клуба – вот о чём говорили наши эксперты. Это наш главный графический символ, связывающий клуб и с географическим символом Петербурга – стрелкой Васильевского Острова.
Новый логотип ФК «Зенит», 2013 год.
- Как осуществлялась дизайнерская проработка нового логотипа?
- Креативная команда Wolff Olins предложила основное дизайнерское решение и всю графическую систему. Но у кириллицы есть ряд особенностей, и с ней сложно работать западным дизайнерам, привыкшим иметь дело с латинским шрифтом. Зенитовская стрелка – каллиграфический знак. Сохранить ощущение рукописности для нас было очень важно. Поэтому финально знак дорабатывался нашим соотечественником, ведущим российским специалистом по шрифтам Ильёй Рудерманом.
- Проводилась (или будет проводиться) оценка восприятия целевой аудиторией изменения логотипа?
- Безусловно, мы внимательно следим за реакцией аудитории на произведённые изменения. Но за то время, что мы работали над эмблемой, было проведено огромное количество встреч и консультаций. Естественно, и финальные, и промежуточные результаты показывались и обсуждались с представителями болельщицких объединений, с ветеранами, со специалистами в области брендинга. Очень бы хотелось, чтобы всё нравилось всем. Но так не бывает. 12 миллионов болельщиков – это 12 миллионов мнений. Всем не угодить. Поэтому у обновлённой эмблемы есть и будут как сторонники, так и противники. В такой ситуации важно, чтобы работа была последовательной, аргументированно опиралась на историческое наследие и, конечно, была хорошо сделана. Мы ничего не выдумали нового, а просто вернулись к истокам, сохранив премеественность. Ведь из 88 летней истории клуба, 53 года он существовал со стрелкой. Стесняться нам нечего и, как скандируют наши болельщики на стадионе: «Мы – «Зенит» и это нам нравится!».
20.12.17 Откуда берутся хорошие маркетологи? Елена Ласман, директор по маркетингу и рекламе консорциума «Логика-Теплоэнергомонтаж»: «Если человек не работал в крупной компании – он в принципе не может иметь хорошую квалификацию».
13.12.17 Рынок труда: каких маркетологов не хватает? Мария Огнева, руководитель отдела маркетинга компании «Первая мебельная фабрика»: «Трудно найти аналитика, который умеет делать и внешний, и внутренний анализ».
13.07.17 Рекламная стратегия: цели компании и понимание потребителей Дарья Горякина, заместитель генерального директора по коммерции «Лабораторной службы Хеликс»: «Наша реклама давит на три понятия: качество, надёжность, инновации. Это то, как мы себя позиционируем».
12.07.17 Как чувствует себя рекламная полиграфия? Генеральный директор цифровой фабрики «Быстрый цвет» Кирилл Евдокимов: «Роста рынка нет. Есть какие-то единицы процентов, может быть, десяток процентов».
29.05.17 Дизайн упаковки: что американцам – хорошо, то китайцам - …? Антон Купцов, директор по маркетингу КО «Любимый край»: «Чем более нехарактерен дизайн упаковки для китайского рынка, тем больше уверенности в том, что продукт действительно приехал из-за границы».
22.05.17 Дизайн упаковки препаратов компании ПОЛИСАН: проект глазами агентства Владимир Федосеев, генеральный директор коммуникационного агентства :OTVETDESIGN: «Это язык, требующий внедрения. Как любой бренд требует внедрения, так и визуальный язык, являющийся инструментом брендинга».
04.04.17 Лучшая реклама колбасы – дегустация! Коммерческий директор мясокомбината «Северо-Запад» Максим Степанцов: «Сейчас оценка маркетинговых мероприятий по отдельности – это возможность получить неправильные выводы».
03.04.17 Реклама Оптоклуба РЯДЫ: нам есть, что рассказать потребителям Галина Чайковская, директор по маркетингу Оптоклуба РЯДЫ: «Удивительно, но все исследования подтвердили со стопроцентной точностью, что мы двигаемся в правильном направлении».
28.02.17 Заказная сувенирная продукция: когда хочется чего-нибудь «такого» Ирина Колосова, менеджер по работе с клиентами компании «Проект 111»: «Если поставщик стабилен и имеет большой опыт разрешения конфликтов, в 99% случаев клиент даже не узнает о неожиданностях с его заказом».